Святки-колядки: где в Брянской области сохраняется традиция?
Репортаж из села Алешинка Навлинского района.
Представить себе колядование в современном городе очень сложно. Традиция не просто забывается, она, по сути, и не может здесь появиться — среди многоэтажных домов. А вот в селе, пожалуйста — там это принято и ещё осталось. Оговоримся: мы не берёмся утверждать, что колядование сохранилось во всех деревнях и селах. Мы говорим про одно конкретное село — Алешенку. Там «Моему Брянску» удалось стать настоящим участником колядующей группы. Нам доверили самое ценное — собирать дары.
Об истории колядования
Славянское народное название рождественского Сочельника — Коляда. Также называют и Святки от Рождества до Крещения. Он отмечается 6 января. В эту ночь на Руси традиционно колядовали и гадали. Посещать дома с «благожелательными» приговорами и песнями — колядками — принято и в старый Новый Год — в ночь с 13 на 14 января.
Колядующие закликали будущее плодородие (Сочельник же вообще воспринимался как поворот солнца с зимы на лето). Хозяевами дома они воспринимались как агенты «иного мира». Об этом говорят некоторые характерные для колядования мотивы: приход издалека, переход по мосту (т. е. из одного мира в другой), намокшая одежда. Кстати, последнее еще связано с боязливым отношением к колядующим — в некоторых местах обряд считался делом нечистым. Поэтому существовал обычай очищения — колядующих (особенно ряженных) обливали колодезной водой, заставляли купаться в проруби или умываться освященной водой.
Чтобы колядующие принесли благополучие дому, нужно было их отблагодарить. Традиционным даром был обрядовый святочный хлеб и другие съестные продукты. Реже подавали мелкие деньги, мотки пряжи.
Кое-где колядующие носили с собой чучело, символизирующее, вероятно, Коляду. Также ходили со звездой — христославили. Во втором случае, и колядки были на христианские темы.
Особый смысл вкладывали и состав колядующей группы — каждый участник выполнял определенную роль. Так, возглавлял колядников старший женатый мужчина (он, как правило, хорошо знал обычаи колядования и фольклорные песни). Мехношей называли ответственного за сбор даров. К слову, в некоторых местах роли все же были более размыты.
Рядились колядующие животными (например, козой, конем), птицами (например, журавлем), сказочными персонажами (известно, что дети иногда ходили в образе трех королей со звездой). Если не рядились, то надевали праздничную одежду и обязательно украшали ее бумажными цветами и вечнозелеными растениями.
О селе Алешенка
Алешенка (Алешинка) — административный центр Алешенского сельского поселения. Всего он включает 20 населенных пунктов примерной численностью от 1 до более 600 жителей. Общее число населения (по данным на 2018 год) составляет 800 человек.
Поселение здесь «появилось» в результате муниципальной реформы 2005 года. А Вздруженское, Пролысовское и Салтановское сельское поселения включили в состав новообразованной административной единицы.
Само село имеет определенно более старые корни. Владимирский храм стоял здесь еще со второй трети XIX века. Он просуществовал 100 или 99 лет (в разных источниках указывают 1936 и 1937 годы в качестве времени закрытия). В годы Великой Отечественной войны войны его разрушили до основания.
Последнего настоятеля храма — протоиерея Владимира Сахарова — обвинили в антисоветской пропаганде. Он успел побыть в чине настоятеля меньше года — его назначили в 36-м. А в ноябре 1937-го Владимира Сахарова расстреляли.
Сейчас в Алешенке вновь открылась церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. А на ее стенах появилась табличка в память о протоиерее Владимире Сахарове. Ее начали возрождать в 2013 году. Строительство шло два года. Большую роль в восстановлении храма сыграл уроженец села Алексей Сороченков.
Алешенцы — хранители старинной традиции
В ночь с 13 на 14 января односельчане не только отмечали старый Новый Год, но и наметили колядование.
Интересно, что группа колядующих состояла из учеников местной школы. Празднично одетые, со звездой, пошли они «христославить». За «главного» была их учительница, жена теперешнего настоятеля храма — отца Сергия Цыбина — матушка Наталья. А за мехношу — ваш покорный слуга.
Обойти собрались около десяти домов прихожан из соседней Навли. И помещать не могла даже поднявшаяся к вечеру метель. Хотя вполне справедливо можно было опасаться, что машины застрянут — за час выпало около 30 сантиметров снега.
Потом снег немного стих, но прекращать не собирался. Вспоминались «Вечера на хуторе близ Диканьки». Бойко играл гармонист. Одна за другой звучали колядки (почти все 17–19 веков):
Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы людям, Ангелы людям
Весело ликуют:
Христос родился —
Бог воплотился.
Ангелы поют — славу воздают.
Пастухи играют — пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают.
Сохранялась старинная традиция.