Неразгаданный Босх: вторая часть экспозиции в выставочном зале
Иероним Босх и Питер Брейгель Старший — художники Северного Возрождения.
Как и обещали: рассказываем о загадках второй части выставки на Гагарина — работах Иеронима Босха. Отношение к ним менялось с течением времени. Сначала их считали лишь гротеском, призванным пощекотать нервы смотрящему, сейчас же в них находят иной смысл. Но какой? Версий, как вы уже наверное догадались, несколько.
Сюрреалист, маг, еретик — кто такой Иероним Босх?
Он писал маслом, и — уже с первых мазков получалась окончательная фактура. Эта техника называется алла прима. Ее он предположительно мог унаследовать от семьи — у ван Акенов было (как минимум!) 5 художников: дедушка Еруна Антонисона — Ян ван Акен, его отец — Антоний, и трое дядей. Вместе они открыли ремесленную мастерскую, в которой работал и он — Ерун Антонисон ван Акен, более известный по псевдониму Иероним Босх.
В первом архивном упоминании 1474 года художника называют «Jheronimus» («Хиеронимус»). А откуда же Босх? Дело в родном городе живописца: сокращённое его наименование — Den Bosch.
Именно в этом месте пройдет большая часть жизни Босха, появятся многие его картины. Кстати, до нас дошли лишь 20 работ художника. Подписанных и того меньше — 7. А даты написания нет ни на одной. Уже эти довольно технические моменты создают известную трудность для исследователей его творчества. Но они составляют лишь вершину айсберга, ядро которого — понимание образов Босха.
Понимают их по-разному. Есть исследователи, которые, рассматривая полотно, вспоминают Сальвадора Дали — они считают Босха сюрреалистом XV века. Находят в нем и отражение средневековых алхимии, астрологии, черной магии. Видят в образном мире живописца и связь с религиозными ересями того времени. Последнее подтверждает частое наличие на полотнах Босха библейских персонажей. Сам он, кстати, состоял в Братстве Богоматери.
Пятнадцать святых Антониев и один святой Иоанн
Вы случайно не слушаете «Гражданскую оборону»? Если да, то, возможно, вам приходилось видеть обложку альбома «Невыносимая лёгкость бытия»? Так вот на обложке — картина Босха. Та самая, героя которой художник писал около пятнадцати раз, — «Искушение святого Антония».
Это один из «поздних» спокойных Антониев Босха. Он прислонился к стволу дерева и задумался. Возле лежит свинья — подобие домашнего животного. Обстановка рядом умиротворяющая — хотя это все та же обстановка соблазна, в которой святой находился больше 20 лет. Но даже искушающие Антония демоны не могут нарушить спокойствия. Они уже и не демоны вовсе — они больше походят на гоблинов.
У позднего Босха можно проследить именно такое настроение в изображении Антония — в противовес его прежним работам. Например, на одноименном триптихе святому угрожают летучая жаба, лиса с хлыстом и водяной с символом греха — рыбой. Тем не менее, традиционные элементы этого персонажа — греческая «тау» и свинья — есть и на этом полотне.
Кроме святого Антония Босх обращался и к образу Иоанна Богослова. Правда его, насколько нам известно, художник написал в единственной версии — это полотно «Святой Иоанн на Патмосе».
На Патмос Иоанна сослал император Домициан. На острове он будет записывать свои видения — так появится знаменитое Откровение Иоанна Богослова. На полотне же — взор Иоанна устремлен вверх. Он смотрит на «облаченную в Солнце» Марию с младенцем и совсем не замечает демона, крадущего чернильницу. Но воровство хорошо видно орлу (символ Иоанна Евангелиста) на противоположной части картины.
Интересно, что сюжет этот изображён на оборотной стороне двусторонней доски. Лицевую же часть занимают сцены Страстей Христовых, исполненные в технике гризайли. Относительно этого факта исследователи также разошлись во мнениях. «Иоанн на Патмосе» мог быть правой частью утерянного триптиха, считают одни. Это створка несохранившегося алтаря, уверены другие. Есть и ещё одна версия — доска могла использоваться для медитаций.
Полиптихи и триптихи
Традиционная для Босха структура — триптих — работа из трех панелей. Возьмем, например, его «Святых отшельников»: левая створка — (уже знакомый) «Святой Антоний», центральная — «Святой Иероним», правая — «Святой Эгидий».
Антоний здесь набирает воду. А совсем рядом в пруду по колено в воде стоит царица ночи — отшельнику удаётся избавиться от наваждения благодаря молитве. Окружающий его пейзаж явно контрастирует с уже увиденным нами солнечным и спокойным — полотно практически черное. Лишь нижняя часть отличается оттенком, но это не меняет положения дел: она наполнена безобразными демонами.
Вместе с тем, у Иеронима и Эгидия, несмотря на очевидное преимущество — на этих полотнах день — далеко не все гладко. Первый: истощен постоянной аскезой — не погрязнуть в отчаянии ему помогает только распятие. Эгидий же и вовсе — со стрелой в груди. По легенде, он заслонил собой свою вечную спутницу-олениху, когда её пытались убить охотники-вестготы.
Здесь все изображённые, без сомнения, относятся к праведникам. Но есть у Босха и такая работа, где праведного и грешного поровну. Им посвящены две первые и две вторые створки нетрадиционного для Босха полиптиха. Поэтому, кстати, работу иногда называют «Блаженные и проклятые».
Картины именуются в соответствии с библейскими сюжетами — о Земном рае, Восхождении в эмпирей, Падении грешников, Аде. Отсюда и другое имя цикла — «Видения загробного мира». Узнают его (цикл) по «Восхождению в эмпирей». Картина, на которой ангелы-хранители выводят души праведников к вечности, приобрела наибольшую известность.
И ещё одна нерасшифрованная загадка Иеронима Босха. Есть предположение, что на самом деле этот полиптих состоял из пяти створок — центральная была утеряна. Соответственно с этим исследователи считают, что работа называлась «Страшный суд». Но и это только версия, коих о живописце известно множество.