«Начинающим фотографам посоветую думать, ради чего они снимают»
Интервью с брянским фотографом Еленой Федотовской.
«Мой Брянск» продолжает рассказывать о фотографах, которые снимают наш город и природу родного края. В этом материале интервью с Еленой Федотовской, членом Творческого союза «Фотоискусство».
— Елена, расскажите, как вы увлеклись фотографией? Какие были ваши первые работы?
— Фотография меня всегда привлекала. В раннем детстве я с удовольствием рассматривала фотографии в журнале «Юный натуралист». В художественном училище, где я училась, у нас было фотодело. Но тогда что-то не сложилось, фотоаппарат забросила. Но фотоискусство тогда уже привлекало меня, как зрителя. Ходила на выставки местного фотоклуба, смотрела и изучала фотографии в печатных изданиях, в том числе снимки фотографов ТАСС, интернета тогда в стране не было. А уже во взрослом возрасте, довольно поздно, освоила цифровой фотоаппарат и стала очень активно снимать всё подряд, как все начинающие. Первые снимки — природа Санкт-Петербурга и Брянска, улицы этих городов, люди. Всё это снимала для себя, на память. Была первая попытка репортажей с мероприятий и выставок в Питере для сайта организации, в которой я работала. Ни о каких фотосоюзах и участии в выставках я тогда не думала.
— На какие камеры вы снимали? Ваш первый фотоаппарат? На что снимаете сейчас?
— Мой первый фотоаппарат — «мыльница» Canon — появился в 2008, и он до сих пор со мной. Есть также старый Nikon. В настоящее время для моих нынешних целей этих аппаратов хватает. Подумываю о хорошем «компакте», но пока не определилась с моделью. Мечта — «телевик», помощнее, но, надеюсь, что скоро появится что-то более современное — менее легкое по весу и более легкое, чем существует сейчас.
— Какой ваш любимый жанр?
— Репортажная, жанровая, социальная фотография, эти жанры понимаю и знаю. Люблю съёмку природы, но такие снимки сейчас больше для души и друзей. Или если приглашают поучаствовать в выставке про природу. Мне в прошлом году посчастливилось с группой брянских фотографов побывать в заповеднике «Брянский лес» и пофотографировать там местных гигантских обитателей — зубров. Еще бы пару выездов туда, и я бы наверно, забыла бы и про репортажи, и про жанровую съемку, настолько это затягивает. Тем более зубры — не цветочки, и присутствовал элемент опасности. Те, кто был там, помнят опасные моменты и требования инспекторов заповедника.
— Природа или города? Какая тема вам ближе?
— Природу люблю фотографировать, и вообще — люблю, но тема города мне интереснее, как фотографу — улицы, люди, сюжеты.
— У вас есть любимые кадры брянской природы и самого города? Если да, то какие? Где вам особенно приятно делать фото на Брянщине?
— Как ни странно, люблю давний кадр 10-летней давности, один из первых, снятый на «мыльницу» — брянский лес и пестрое деревце, осеннее разноцветье.
На Брянщине мне нравится бывать и снимать у Свенского монастыря, здесь я не оригинальна. И тот же Свенский с левого берега.
Люблю бывать в историческом центре — Покровская гора с генеральским домом, Арсенальная улица, район Макаронки, Новая Слобода (Тихвинская церковь и рядом). Нравятся разные глухие уголки, малонаселенные деревни, сейчас, к сожалению, бываю крайне редко. Много впечатлений от деревенек и природы в Трубчевском районе.
— С какими брянскими фотографами вы дружите, обмениваетесь опытом? Есть ли фотографы, которые вдохновляют вас своими снимками?
— Общение, в основном, с брянскими фотографами — членами Творческого союза «Фотоискусство». Это Владимир Хроменков, Галина Семёнова, Владимир Безгрешнов, Марина Свиридова, Сергей Мартынов, Владимир Приходько, Павел Капустин, Ольга Тюренкова, Владимир Почтарёв, Тамара Цилиакус, Игорь Кожухов, Николай Бабаянц, Ирина Федичева, Наталья Кулдашева, Владимир Фроликов, Екатерина Бахтинова.
В первую очередь, конечно же, это Владимир Николаевич Безгрешнов, руководитель Брянского областного отделения ТСФ. Это еще несколько фотографов из фотоклуба «Брянская улица», членом которого были многие из нас — например, Владимир Бурдин, художник и фотограф. Это Александр Ильич Поддубный — один из гуру брянской фотографии. У всех них можно чему-то научится. И что ценно — эти люди не боятся поделиться своими знаниями, готовы всегда помочь.
Конечно же, нельзя не упомянуть наших брянских всемирно известных фотографов Игоря Шпиленка и Олега Виденина. Творчество их кардинально разное, конечно, но мне всегда интересно следить за новыми работами.
Слежу за работами Романа Формина, в свое время он дал мне простые, но ценные советы.
Это о брянских фотографах. А если о небрянских: мой кумир — питерский репортажник Александр Петросян.
— В каких фотоконкурсах вы принимаете участие? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее?
— С 2012 года принимаю участие в разных фотоконкурсах, городских, российских и международных, в том числе клубных. Сейчас участвую крайне редко, надеюсь вернуться попозже к этой деятельности. Суперкрутых побед не было, я ленюсь порой, возможно, и опыта, знаний еще не хватает.
Но три моих работы вошли в коллекцию Русского музея в Санкт-Петербурге (сектор современной фотографии), и это радует.
Мне было очень приятно, когда мои снимки с брянскими десантниками из серии «День ВДВ» прошли конкурсный отбор и экспонировались на международной выставке в 2016 году в Украине — Международный конкурс репортерской фотографии Life Press Foto.
Я очень была тогда удивлена и благодарна организаторам конкурса, это вызвало большое уважение к ним, сами понимаете, почему. Несмотря на то, что снимки не заняли какое-то место, даже участие с подобным сюжетом на украинской выставке считаю победой. Плюс еще несколько моих работ тогда прошли по конкурсу на эту выставку.
В 2017 году фоторабота из серии «День ВДВ» также прошла по конкурсу, на этот раз в Москве — (За)фиксируй мир! — 2017 и экспонировалась на фестивале современной фотографии «ФИКСАЖ» в Центральном доме художника на Крымском Валу в Москве.
— У вас есть какие-то планы по созданию интересных проектов с фото о городе, о Брянщине? Поделитесь, пожалуйста, мыслями на этот счёт.
— В ближайшее время нет, но с удовольствием поучаствую в общих проектах, не только восхваляющих красоты и архитектуру Брянщины, но и затрагивающих острые проблемы, связанные с экологией, историей города, благоустройством.
— Что можете пожелать фотографам, которые хотят снимать свой город и природу родного края? Может быть дать какие-то советы или поделиться опытом?
— Я поняла, что этот вопрос касается начинающих фотографов. Опытные уже всё для себя давно решили. А начинающим посоветую думать, ради чего они снимают: или просто нравится нажимать на кнопку, или же хотят передать красоту увиденного зрителям, друзьям, о чем-то рассказать. Возможно, озвучить через фотографию какую-то проблему. Конечно же, не нужно забывать о композиции, и если же не хватает классических знаний, то сейчас много полезного можно найти и в интернете. И конечно же, развивать душу и голову, узнавать больше историю Брянска и городской архитектуры.