Бежица Карла Фишера: было для рекламы, а стало для истории
Как «фотограф императорских театров» оказался в провинциальном городке?
Что нужно делать, когда ты второй в России по металлопрокату. Правильно: приглашать фотографа. Да ни какого-нибудь, а с именем. Именно так, по словам авторов книги «Старый город и новый Брянск», и поступил Бежицкий рельсопрокатный завод: в 1895 году у его дверей оказался Карл Фишер — фотограф прусского происхождения.
«Фотографъ московскихъ императорскихъ университета и театровъ…»
Карл Фишер начал фотографическую карьеру в 19 лет в Оренбурге — там (а ещё в Самаре) у него будет мастерская.
В Оренбургском крае он сделает большую фотоподборку инородцев — около 1000 снимков башкир и киргизов. Это не было оставлено без внимания — в 1882 году фотографа наградят медалью Всероссийской выставки. Кстати, коллекцию он передаст в дар Московскому политехническому музею.
В 1889 году Карл Фишер станет «преемником Придворной фотографии И. Дьяговченко». Еще через несколько лет — «фотографом императорских театров» — его карьера, стремительно пойдет в гору. Тогда же на Кузнецком мосту появятся новые услуги — художественная фототипия, цинкография и фотолитография. А через несколько лет он, вероятно, выкупит ателье у вдовы, потому что на вывеске появится надпись: «Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко».
«Фотограф московских императорских университета и театров… Москва, Кузнецкий мост», — значилось на визитной карточке Карла Фишера.
В его фотоателье работали М. А. Сахаров, В. И. Улитин, Д. Р. Вассерман и другие. Вместе со своими работниками фотограф создал галерею портретов русской культуры рубежа веков. Среди запечатленных Карлом Фишером: артисты — М. Н. Ермолова, В. Э. Мейерхольд, писатели — Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, художники — И. Е. Репин, М. А. Врубель — перечислять можно еще долго.
Ателье занималось и театральной съемкой. Фишеру удалось сделать фотографии спектаклей Большого и Малого театров, Московского художественного театра и других. Был даже петербургский филиал, сотрудничавший с Мариинским театром. А ещё — архитектурной и хроникальной фотографией — так и стал возможен заказ на альбом для Бежицкого рельсопрокатного завода.
Реклама и память: Бежица в фишерском объективе
Он приехал в Бежицу в 1895 году. С огромным деревянным ящиком, где хранилась камера. Кстати, забавно, но год приезда Карла Фишера узнали по одному из снимков — архивных записей об этом событии авторам названной книги найти не удалось.
На фото — палата бежицкой городской больницы. В ней лечат рабочих завода. Фотографу позирует пациент со сломанной рукой. А над кроватью табличка: «Аким Фенаев, 4 августа, 1895 год» — это имя и дата поступления соседа позирующего.
На стеклянной пластине осталась не только дата. Там осталась и церковь Преображения Господня: она не сохранилась до наших дней. Именно у нее в 1912 году будут играть первые брянские футбольные команды — «Надежда» и «Польза».
Там же — на фото — Старый базар. Здесь в во второй половине XIX века начиналась Бежица.
Интересно сравнить фрагменты старой и новой карт:
Кстати, слово «базар» означало «общественное место» — бежичане собирались здесь, чтобы обсудить последние новости. Ну, а некоторые, между делом, и приторговывали.
Есть у Карла Фишера и снимок интерьера бежицкого магазина. На полках — бутылки с сургучными печатями и коробочки — в них, вероятно, папиросы или сигары. Продукты тогда покупали, в основном, на рынке: мешок картошки — восемнадцать копеек, сотня яиц — «рубль тридцать» и т. д.
Но больше всего на фото Бежицы — рабочей: цехов, депо, станций. Он же, собственно, для этого и приехал: рельсопрокатному заводу нужна была реклама — в то время предприятие активно развивалось. Фотоальбомы с видами рельсопрокатного отсылали на предприятия именно для этого. Кстати, на самом заводе коллекции фотографий дарили отличившимся рабочим.
Всего в альбоме было 100 снимков. Из них 96 — виды старой Бежицы. В наше время полная электронная коллекция есть у брянского историка-краеведа Дениса Титкина. «Собирал буквально „с миру по нитке“, — рассказывает Денис. — Около двух десятков подлинников хранится в храме Преображения, остальные добывал из различных источников». Конечно, многие фотографии уже «гуляют» по Интернету — правда иногда, в сомнительном, совсем не фишеровском качестве.
Источники: материалы книги «Старый город и новый Брянск», сайта photographer.ru, передачи «Наши люди» ГТРК Оренбург, «Брянская улица. Сборник пешеходных маршрутов по городу»
Фото: группа VK «Брянск глазами разных поколений»