Хранители уходящего Брянска
Брянские фотографы Тамара Цилиакус и Владимир Хроменков пытаются сохранить дух старого города.
В сообществе «Мой Брянск» регулярно публикуются снимки нашего города в исполнении самых разных брянских фотографов. Есть несколько постов, в котором собраны фотографии Тамары Цилиакус. На них запечатлены старые дома в разных районах Брянска — на бульваре Гагарина, на улицах Калинина, Некрасова, Горького, Фокина и многих других. При просмотре снимков испытываешь тёплые чувства и одновременно грусть — из-за того, что старый и любимый для многих Брянск исчезает.
«Хочется понять дух этого города и сохранить его. В детстве я жила в Брянске, потом переехала в Санкт-Петербург. Вернулась в Брянск — город изменился. Когда фотографирую, вспоминаю своё детство, старые улицы, Судки», — рассказывает фотограф.
Тамара Цилиакус совершает фотопрогулки вместе с Владимиров Хроменковым. Владимир Викторович — знаменитый брянский живописец, график, фотограф, более 40 лет преподаёт в художественной школе, хорошо знает и любит историю родного города.
Фотографы — участники и победители престижных конкурсов, организаторы выставок, члены Брянского творческого союза «Фотоискусство» и старейшего фотоклуба «Брянская улица», а также регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Вместе с единомышленниками они совершают поездки по историческим местам Брянской области и ездят в другие регионы, чтобы фотографировать старину. Оба с сожалением отмечают, что «брянская старина» с каждым годом сокращается.
В качестве одного из примеров они приводят улицу Некрасова — если ранее на ней можно было встретить десятки старых домов с резными наличниками, то теперь их число значительно сократилось. Фотографы говорят, что многие люди этого не ценят и не понимают.
В самом Брянске исторических построек осталось совсем немного. Это старый каменный «дореволюционный» центр, немного деревянных домов на окрестных улицах — все эти постройки регулярно попадают в объективы фотографов. Мастера рассказывают, что любят снимать какое-то одно место через каждый год — потом интересно сравнивать фото разных лет, следить за изменениями в городе.
Хроменков и Цилиакус также выделяют здания, построенные в Брянске в послевоенное время, которые и по сей день определяют архитектурный облик нашего города. Фотографы называют эту архитектуру одухотворённой, отмечая отсутствие современных аналогов.
Художники намерены продолжать свою работу — сохранять фотографические воспоминания об уходящем Брянске, делиться снимками с единомышленниками, с интернет-аудиторией.
«Это наш город, наша история, наши корни. Без всего этого сложно двигаться вперёд», — отмечает Владимир Хроменков.