Первый. Многоквартирный. Брянский
История и современность памятника архитектуры — «Дома брянского горсовета».
Дом по Фокина, 22, возводился в конце 20-х годов XX века в составе первого в городе жилого комплекса. Это здание краеведы называют первым многоквартирным домом в Брянске. В разные годы здесь находились магазины, аптеки, учреждения, о которых с теплотой вспоминают брянские старожилы. «Мой Брянск» собрал данные краеведов и интересные истории об этом доме, а также выяснил, кто сегодня сохраняет здесь тепло и уют.
«Дом будущего»
«История проектирования и строительства первого многоквартирного дома в Брянске началась, когда в 1926 году перед руководством молодой Брянской губернии, Горсоветом остро встал вопрос об обеспечении жителей города жильем», — пишет в своей статье Евгения Ильченко, брянский краевед, член местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Архитектурные планы должны были впечатлить горожан — в Брянске по примеру Москвы собирались создать жилые дома с благоустроенными квартирами площадью до 45 квадратных метров! Жилые комплексы должны были располагаться показательно в центре города и олицетворять «первый опыт борьбы с жилищным кризисом» в Брянске.
Эскизный проект разработали в короткие сроки — для «дома будущего» отводилось место на углу улицы Ленина (современная улица Фокина) и переулка Карла Маркса (современная улица Карла Маркса). Четырёхэтажный корпус на 34 квартиры планировали построить с 1927 по 1928 годы. Как предполагают краеведы, в разработке проекта участвовал Николай Лебедев, выдающийся брянский зодчий.
Однако, как пишет Евгения Ильченко, прибывший в Брянск по приглашению губинженереа А. А. Тарасова известный архитектор Александр-Исаак Гринберг обратил внимание на вычурность проекта и его последовательность стилю «Moderne», не отвечающему архитектуре того времени. Также эксперт указал на ряд функциональных недоработок: узкие комнаты, темнота на лестничных площадках, обилие капитальных стен и многое другое.
Власти решили доработать проект и объявили конкурс, по которому планировалось возвести фактически первый в городе многоквартирный комплекс — застроить целый квартал, ограниченный улицами Ленина (Фокина) и Луначарского, а также переулком Карла Маркса (улица Карла Маркса).
Разработкой конкурсного проекта руководил Александр-Исаак Гринберг, в работе участвовали архитекторы Николай Лебедев и Георгий Евланов. Теперь предполагалось в течении трёх лет с 1927-го по 1929 годы построить три корпуса в стиле советского авангарда-конструктивизма. Причём, впервые во внутреннем пространстве дворов отводили место под спортивные площадки, детские лужайки и хозяйственные постройки. В будущем доме № 22 количество квартир увеличили до 92, на первом этаже отвели место для десяти магазинов.
«В статье „Жилые дома для Брянской губернии“ Гринберг обосновывает предлагаемую им планировку жилых домов необходимостью достичь наиболее экономичного решения и „хороших коэффициентов использования жилой площади“. Он предлагает „…секции, состоящие из двух четырехкомнатных квартир, каждая из которых рассчитана на восемь человек одной или двух семей“, имея в виду, что „при ослаблении в будущем жилищного кризиса такие квартиры будут заселены одной семьей, состоящей из 6–7 человек“. Лаконичная архитектура фасадов, лишенная декора, и ритмическая расчлененных прямоугольными эркерами, несколько возвышающимися над карнизами и вертикальными лентами витражей лестничных клеток, придавала строгость и монументальность жилым домам, находящимся по соседству с общественными зданиями центра города», — пишет Евгения Ильченко.
Дом по Фокина, 22, заложили 1 мая 1927 года в торжественной обстановке. Интересный факт: вместе с представителями власти и архитекторами церемонию закладки посетил член исполкома Коминтерна молодежи, член союза английской молодежи Янг Гарри Томас.
Первый жилой комплекс строила губернская строительная контора «Брянскстрой», технический надзор осуществлял архитектор Фёдор Амлонг. Строительство вели с 1927 по 1929 годы, как и планировалось по графику. Журнал «Строительная промышленность» за 1930 год писал, что все три корпуса были сданы в эксплуатацию 16 октября 1929 года. «Новые дома, белеясь на горе, блестели стеклами», — сообщал писатель Леонид Добычин.
Во время Великой Отечественной войны жилой комплекс серьёзно пострадал. Согласно первому послевоенному генплану города 1946 года, а также проектам планировки и застройки, дома по Фокина предполагалось восстановить в первую очередь. Как уточняет Евгения Ильченко, проект восстановления дома № 22 подготовили архитекторы Афанасий Саломахин и Георгий Гвоздиков в 1947 году, экспертизу осуществлял главный архитектор города Борис Шавырин. Строительство было завершено в 1951 году, на фасадах появился декор в духе «модернизированной классики»(в современной терминологии — советской неоклассики).
Сегодня дома № № 22, 20 и 18 находятся в реестре объектов культурного наследия. Там они записаны как «Дома горсовета», в другой редакции — «Дома горисполкома».
История: «Лакомка», вода с сиропом и праздники во дворе
Помимо непосредственно квартир, в доме № 22 в разные годы располагались магазины и учреждения, создающие в городе особую атмосферу и хорошо знакомые старожилам.
Как рассказал «Моему Брянску» любитель истории города Александр Тучков, в доме № 22 находились букинистический магазин, фотоателье; аптечный магазин, в котором продавались минеральные воды и разливные газировки с сиропом, кондитерский магазин «Лакомка», а также организация «Бригадмил» (бригады содействия милиции).
Кроме того, со стороны улицы Карла Маркса в доме № 22 работала домовая кухня, в которой продавались полуфабрикаты и гарниры. Александр регулярно заходил туда по дороге из института, чтобы купить котлеты с гарниром (после свадьбы в 1973 году он жил в доме № 20).
Интересным уголком был дворик первого брянского жилого комплекса (пространство перед домом № 20). В послевоенные годы, как рассказывает Александр Тучков, здесь работал фонтан, а жильцы отмечали праздники: накрывали столы прямо во дворе. Чуть позже в летние месяцы жильцы организовывали мероприятия для детей: утреннюю зарядку, экскурсии. Супруга Александра участвовала в этих мероприятиях. В семейном архиве сохранились интересные фото:
Современность: «Щебетун» создает уют и хранит историю
Кафе «Щебетун» открылось в доме № 22 четыре года назад. Сегодня это одна из самых популярных кофеен города, создающая в историческом здании атмосферу тепла и уюта.
Не удалось загрузить видео.
Для руководителя заведения Антона Халяева «Щебетун» ещё и объединяет его главные увлечения — любовь к миру кофе и к истории родного края. Молодой человек стал предпринимателем после, как он говорит, полного погружения в кофейный мир. А к истории Брянска у него интерес ещё со школы — на уроках краеведения он понял, что хочет участвовать в улучшении и восстановлении старины. По его словам, при оформлении «Щебетуна», прежде всего, хотелось подчеркнуть именно исторический контекст этого места.
«Кофейня в историческом доме — это дополнительный аргумент за то, чтобы приходить в такие места. Потому что это для многих удивительно и является приятным бонусом. Я помню наших первых гостей, которые сюда приходили. До этого они видели этот дом, он всегда был у всех на глазах, но никто его не рассматривал. И люди не предполагали, что здесь может появиться что-то такое, что будет органично вписываться, не портить вид, а наоборот украшать и напоминать о прошлом. Мы много работали в этом направлении, обнажали стены, колонны, хотели показать такую историческую привязку», — рассказывает Антон.
У исторической среды Брянска, как отмечает предприниматель, огромный потенциал, однако многие старинные постройки находятся в плохом состоянии. Он убеждён, что у каждого исторического здания должен быть хозяин, который заинтересован в сохранении его как памятника старины и в коммерческом успехе. В таком случае у него будет понятная мотивация восстанавливать, сохранять и зарабатывать деньги. В качестве успешного примера руководитель «Щебетуна» приводит Тулу.
«Там ведётся гигантская работа властями региона и предпринимателями. Восстановлено очень много исторических здания, почти все они переданы коммерческим структурам под объекты общественного питания, всевозможные лавки и мастерские. Всё это работает, как такой пряничный городок, красивый и нарядный. Конечно, это государственные программы, но делается это руками бизнеса. Когда такие места обретают хозяев, они будут работать дальше, не разрушаться, а улучшаться. У нас пока такого мало, но я думаю, что всё в наших силах, в наших руках», — размышляет Антон.
Со своей стороны он готов поддержать любые инициативы в этом вопросе. В частности, кофейня «Щебетун» будет оказывать поддержку фестивалю восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», который в этом году впервые проводится в нашем городе.
«И если это направление будет также развиваться, если найдутся больше людей, меценатов, спонсоров, которые будут поддерживать эти инициативы, мир вокруг и город станет лучше. А это повлечет за собой качественные изменения как в жизни, так и, возможно, улучшит коммерческую ситуацию, сферу туризма, торговли, общепита», — говорит наш собеседник.
Антон Халяев верит и очень надеется, что в ближайшем будущем Брянск станет наряднее, симпатичнее и приятнее для глаза горожан. Хотя бы в своих исторических центрах.
P. S.
Сейчас на историческом здании по Фокина, 22 висит табличка с недостоверными историческими данными. Руководитель кофейни «Щебетун» Антон Халяев выступил с инициативой заменить табличку.
«Из статьи Евгении Семёновны узнал об исторической несправедливости, касаемой этой памятной таблички. Хотелось бы историческую справедливость немного восстановить. И мы выступили с инициативой, надеюсь, найдём поддержку на всех уровнях, чтобы эту табличку привести в порядок и прийти к некой исторической справедливости», — сообщил предприниматель нашему изданию.
Также отметим, что волонтёры фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Феста», члены брянского ВООПИиК при информационной поддержке портала «Мой Брянск» реализуют проект «Исторический уголок». В рамках проекта в кофейне «Щебетун» будет создан уголок с историей дома № 22.
Фото: группа «Брянск глазами разных поколений», архив Александра Тучкова.