Bychkov: «музыка занимается мной 24 года»
Интервью с брянским музыкантом в международный День музыки.
Помните тот фильм, где мальчик слышал музыку во всем окружающем: не только в привычно-обычном, но и иногда — даже в не совсем приятном по звучанию. Так вот: сегодня мы все рискуем стать этим мальчиком? Потому что в эту пятницу, 1 октября, отмечается День музыки. Сегодня во всем мире пройдут тысячи концертов, встреч с композиторами, певцами, музыковедами. Одну из таких встреч решили устроить и мы — с брянским музыкантом Михаилом Бычковым.
Миша сам сочиняет слова, пишет музыку и исполняет песни. При этом, по собственному признанию, он никогда не собирался становиться музыкантом. Но музыка — «сопровождала его всю жизнь: от классики в детской кроватке и церковного хора, до любопытных мотивов во сне сегодня». Что еще для него значит музыка — читайте в нашем интервью.
— Сколько лет ты уже занимаешься музыкой?
Трудно сказать, сколько лет я занимаюсь музыкой. Знаю только, что она сопровождает меня всю жизнь: от классики в детской кроватке и церковного хора, до любопытных мотивов во сне сегодня. Можно сказать, что музыка занимается мной 24 года, а не я занимаюсь ей. Хотя я до сих пор не знаю нот. В шесть или семь лет меня привели в музыкальный колледж и я там задержался надолго — провёл там целых несколько часов. Вернулся туда только спустя десять лет и то в гости к товарищу. Вот так и живём.
Стихи сложил в начальной школе, когда шёл в вприпрыжку мимо огромных тополей по дороге с дачи. Помню, что тополя отнеслись к моим выдумкам благосклонно. Тогда и пошло-поехало. Позже, когда маленькое сердце взбудоражила первая любовь, слова начали обниматься со звуками и больше они не разлучались. Кажется, это было в восьмом классе.
— Был ли какой-то момент, после которого ты решил: все — теперь я буду музыкантом?
Забавно, но я никогда не принимал решения стать музыкантом. Я очень люблю наблюдать и делиться своими наблюдениями. При этом крайне важно донести до собеседника не столько картинку, сколько эмоцию. Да так, чтобы наши сердца при этом бились в унисон.
Для этого у меня есть много инструментов: слова, камера, краски, музыка и молчание. Впрочем, музыка занимает во всём этом большую часть, поэтому она является основным языком общения моей души с душами других людей.
— К какому жанру ты мог бы себя отнести? Менялся ли твой стиль?
Мне всегда было сложно отнести себя к какому-либо жанру. Оно же как происходит: просыпаешься утром, наливаешь кофе, собираешься на важную встречу, и тут сердце начинает колотиться и подкидывать в голову звуки и строчки. В такой ситуации совсем не думаешь о жанре и стиле. Если кто-то скажет «бард» — пожалуйста, кто-то «автором-исполнителем» — ваша правда. Главное, чтобы каждый получил то, что ему нужно.
Но несмотря на безразличие к жанру, я прослеживаю чёткие перемены в том, как я пишу, пою, играю и что, при этом, вижу. И дело конечно в опыте, никакого другого секрета тут, пожалуй, нет.
— Как ты пишешь песни?
Состояние во время написания песен с годами точно не меняется. Как и прежде, я останавливаю время, задерживаю ветер и внимательно рассматриваю застывшие детали, переводя на русский язык то, что приходит ко мне откуда-то. А вообще я всегда говорю, что у меня в такие моменты вырастают небольшие антеннки, которые ловят неизвестные мне сигналы. Друзья и слушатели говорят, что я всегда так шучу. Но я с полной ответственностью заявляю: мои друзья и слушатели не правы — я не шучу. Иначе зачем я в шляпе выступаю?
— Сколько ты уже написал песен?
Посчитать количество написанных когда-либо песен также сложно, как посчитать количество вдохов и ударов сердца. Я пишу достаточно часто, чтобы не знать количество сочиненного материала за полгода. Стоит оговориться, что из 15 песен в среднем только три доходят до записи и слушателей. В остальном же это столбики запутанных черновиков, к которым я иногда возвращаюсь. Это как большая коллекция чая: завариваешь его под определенное состояние или для особенных гостей. Они ни в коем случае не остаются без внимания. По крайней мере, всеми своими находками я делюсь с близкими людьми. Это очень по-детски. Я даже не успеваю понять, что люди, которым я скидываю свои неряшливые черновики, взрослые и занятые. Я бы может и перестал им регулярно скидывать свои зарисовки, да вот только не писать я не умею. Впрочем, не показать это кому-то, это как влюбиться до извержения бабочек в животе, при этом, стоять возле неё и не говорить ни слова.
— Какие музыканты или певцы тебя вдохновляют?
Стыдно признаться, но я люблю всех самых популярных исполнителей. Больше всего люблю дождь, после него запах ещё такой невероятный. Ну, вы знаете. Вы когда-нибудь слышали, как падает снег? Очень рекомендую. Занятие прямо на несколько часов.
А если говорить несерьёзно, то я очень люблю естественную музыку. То есть ту, в которой можно услышать пульс, ток крови, прерывистое дыхание композитора, услышать его смех или почувствовать его слёзы. У такой музыки могут быть самые жанры, но есть один неизменный жанр — искренность. Пожалуй, вот куда бы я себя отнёс.
А искренне, на самом деле, сочиняют многие, всех не перечислить. И от этого так хорошо, что хочется песню написать.
И не нужно искать такой жанр в подборках. Ваше сердце само почувствует этот жанр.
P. S. Этим летом Брянский молодежный центр запустил новый проект — кластер «Соловьи арт». Миша его координирует. Вместе с другими волонтерами он устраивает разного творческие активности — для тех, кто увлекается музыкой, живописью, фотографией, литературой, хендмейдом.
Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. В его рамках планируется также создать новую сцену в одноименной роще и несколько арт-объектов.