О ценности жизни и важности любви: лирические истории парка А. К. Толстого

Идеи, актуальность которых останется вечной.

Брянский парк-музей имени А. К. Толстого стал обретать известность в 70-е годы XX века. Виной тому — скульптуры, бережно вырезанные из старых деревьев. Уже само это решение — дать вторую жизнь погибающим деревьям, навевает на мысли о ценности жизни, о важности борьбе за нее. Счастье и трагедия любви, верность и забота в человеческих отношениях, природное начало в человеке, сила жизни и ничтожность смерти — все эти идеи воплотились в лирические скульптуры.

«Брянская Мадонна»

Год создания: 1966
Скульпторы: В. С. Михайлов, И. Ф. Жданов

Тонко изогнутая деревянная скульптура навеяна «Мадонной с младенцем» итальянского скульптора Тите Бресани — это ее модернистский вариант. Считается, что она посвящена подвигу Юрия Гагарина. В мае 1966 года, когда космонавт посещал регион, он остановился и у «брянской Мадонны» — сфотографировался.

Сам образ женщины, склонившейся над дитем — это символ ценности и неповторимости жизни. А создание скульптуры из дерева отсылает к связи человека с Природой (в самом общем смысле этого слова) как ее создателем.

«1941 год»

Год создания: 1971
Скульпторы: В. С. Михайлов

Эта работа, отсылающая к трагическим событиям 41-го года, изначально должна была быть совсем другой. Скульптор хотел создать лирическую историю — о любви; а в руках парня планировалось вырезать гитару.

Работа была уже наполовину готова. Но, когда резец автора коснулся головы юноши, раздался металлический скрежет — в стволе дерева со времен войны остался осколок снаряда. Отголосок трагического прошлого, он пронзал одновременно голову юноши и сердце девушки.

В 1983 году скульптуру заменили копией — автором стал В. Коновалюк.

«Двое»

Год создания: 1967
Скульпторы: В. С. Михайлов

Идея скульптуры с лаконичным названием «Двое» принадлежит директору (на момент создания деревянных скульптур) парка, поэту Валентину Динабургскому.

Скульптора претерпела ряд «изменений» — в 1981 и 2014 годах, которые воспринимаются уже несколько иначе первоначального варианта. Тем не менее, вырезанные из одного ствола фигуры мужчины и женщины навсегда останутся символом любви, верности и заботы.

«Десняночка»

Год создания: 1976
Скульпторы: В. О. Херувимов, В. Орлов

Слева - первоначальная версия скульптуры. Справа - художники Вячеслав Орлов и Валерий Херувимов за созданием скульптуры 1976 года

 

Скульптура молодой девушки с ласковым именем Десняночка отсылает к древнеславянским легендам. Считается, что она была богиней Десны-реки.

Богиня обладала ангельским голосом. А людям представала в образе прекрасной девушки. По преданию именно песня Десняночки завела вражеское татарское войско в трясину.

«Непобежденные»

Год создания: 1973
Скульпторы: В. С. Михайлов

Создание этой масштабной скульптуры приурочили к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, уже в 1980-х годах она была утрачена.

Одной частью композиции стала огромная, запрокинутая вверх рука с противотанковой гранатой. Внизу вырезали барельефы воинов и партизан (есть даже женский лик) — они символизировали всенародность борьбы и трагедии в событиях 40-х годов.

«Доброта»

Год создания: 1974
Скульптор: В. С. Михайлов

Модернистская скульптура является очень лаконичной: отсутствуют даже детали в лице — она выполнена как будто размашистыми штрихами художника.

Вместе с тем, это одна из самых примечательных композиций парка. На ней человек со всей трепетностью держит дельфина. Голова человека немного приподнята и смотрит в его сторону — бережное отношение к живой природе. Сам же дельфин гордо устремляется вверх, символизируя важность свободы и независимости от человеческого вмешательства.

«Птичий городок»

Год создания: 1980
Скульпторы: В. Орлов, В. С. Михайлов

Многофункциональная композиция из дерева появилась в парке к международному дню птиц — 1 апреля 1980 года. К сожалению, сейчас она утрачена.

На стволе погибшего вяза установили перекладину с подвешенными десятками птичьих домиков. В литературе о парке указывается, что таких «квартир» для пернатых было около 50.

При подготовке статьи использовались материалы сайта puteshestvie32.ru и краеведческого ресурса в соцсетях «Брянск глазами разных поколений» (в том числе — фото).

Фото на главной: Ю. Кащеев