Заметки увлекающегося: о любви к Средневековью и истории Брянщины 9–12 веках

Андрей уже давно увлекается эпохой раннего Средневековья — он даже решил воссоздать карту городов Брянщины этого периода.

Большинство из нас смогут представить Брянск в 20 и даже 19 веках — хотя бы в общих чертах. Но каким он был, например, в эпоху раннего Средневековья? Задуматься над этим нам помог исследователь-любитель Андрей Соловьев. Он не только увлекается изучением этого периода истории, но даже решил воссоздать карту нашей области 9–12 веков.

Андрей

На ней — 10 населенных пунктов: Брянск, Севск, Стародуб, Трубчевск, Вщиж, Погар, Навля, Мглин, Радогощь и Карачев.

От антропологии к викингам

Интерес к эпохе Средневековья у Андрея начался с книги, которая, казалось бы, никак не связана с этим — «Всемирный атлас по антропологии».

Не смотря на то, что она была написана в 70-е годы прошлого года, она мне очень нравилась — захотелось побольше узнать про эволюцию человека, — рассказывает он.

Изучая эту тему, Андрей наткнулся на материал о комплексе средневековых захоронений в Гнездово — отсюда и появился интерес к Средним векам. При чем, сначала он обратился к Киевской Руси, а затем к Скандинавии как к его первоначалу.

Именно в это время (ранее Средневековье) у нас появляются викинги — по сути, клей, который соединит всю Европу, — размышляет он.

Кстати, этот интерес перерос и в коллекционирование: сейчас Андрей собирает древнее оружие, броню и другие предметы эпохи.

Брянская область в 9–12 веках: 10 примечательных фактов

Андрей передал нам большой объем информации, почерпнутый им из бумажных книг и онлайн-источников. Мы выбрали самое интересное и решили представить в доступной и экономичной (с точки зрения времени) для восприятия форме — фактах:

карта, составленная Андреем

1. Соловей-разбойник выступал против принятия христианства.

Полулегендарный Соловей-разбойник, по одной из версий ученых, был местным старейшиной. Он вместе с другими влиятельными членами родов (старейшинами) упорно сопротивлялся введению христианской веры.

2. Брянск, Орёл и многие другие города одно время подчинялись Севску.

С 1503 года Севск присоединили к Русскому государству и он стал важнейшей крепостью на юго-западной границе. Во время правления Ивана IV ее значительно укрепили и расширили — в итоге город стал главным в Северских землях: ему подчинялся Орёл, Брянск, Путивль, Карачев, Волхов и другие города.

3. Стародуб входит в топ-10 древнейших городов России — изначально он не имел славянской предыстории.

Впервые он упоминается в конце XI веке — в Лаврентьевской летописном своде. А археологические раскопки позволили обнаружить «следы» уже развитого (по тем временам) города еще X веке. При этом, он возник в межграничной (незаселенной славянами) зоне между северянами и вятичами являлся русским поселением, не имевшим славянской предыстории.

4. Название города Трубчевск означает «поселение на протоке».

В Древней Руси «трубой» называли речной проток, рукав реки или водосток. Первоначально поселение располагалось в 10 километрах ниже по течению Десны — в районе современной деревни Кветунь. Более ранние варианты названия города — Трубеч, Трубеж, Трубецк, Трубческ, Трубежск.

5. Вщиж был одним из так называемых «удельных городов», достойных стать княжеским домом.

Это указывает на значимость города, поскольку стать княжеским домом мог далеко не любой город. С этим как раз и связано первое летописное упоминание (относится к 1442 году) о Вщиже. Тогда киевский князь Всеволод Ольгович пытался «рассадить» братьев по удельным княжествам, чтобы исключить возможность их объединения и междоусобных конфликтов.

6. Раньше на месте Погара находилось поселение Радогощь.

С таким названием Погар впервые упоминается в летописи 1155 года. В XIII веке его сначала разорили татаро-монголы, а затем захватила Литва. В XV веке поселение вновь вернулось в состав России. Впоследствии Радогощь много раз горел (во время набегов литовских войск и войны с Польшей): с этим и связывают новое название — Погарь, а потом и Погар.

7. В Навлинском районе сохранилось множество археологических памятников, датируемых до н. э.

Так, очень интересным с этой точки зрения является грунтовый могильник «Парня» к юго-западу от села Салтановка. В 1974 году археологическая экспедиция Г. Н. Пронина выделила там пять овальных ям для погребений. В них обнаружили остатки кремневых скребков, наконечников стрел, отщепы, останки домашних животных, керамические кругло- и плоскодонные сосуды. Все эти предметы относились к среднеднепровской, сосницкой и абашевской культур, середины II тыс. до н. э.

8. Мглин когда-то назывался Зароем.

Под таким именем он впервые упоминается в Ипатьевской летописи (1154 год). С 1359 года — уже как Мглин.

Это второе название объясняется двумя вариантами. Первый из них — производное от слова мгла: в старину город окружали дремучие темные леса. Второе объяснение — от окружавших Мглин водяных мельниц: украинское млин — водяная мельница.

9. Название Радогоща связывают со славянским «рада гостей», то есть «совет купцов».

На улице Радогоща, которая раньше называлась Базарной, сохранились строения, напоминающие купеческие лабазы. Это дает возможность предполагать, что туда съезжались купцы, чтобы вести торговлю.

Есть и другое объяснение названия. Старожилы села связывают его с выражением «рада гожих», то есть «сбор новобранцев». Будто бы на Базарной улице собиралась молодёжь, уходящая на службу в армию.

10. Одно время Карачев находился в составе Великого княжества Литовского.

Значение Карачева в Средние века менялось. Так, если в 1140-е годы туда бежит Новгород-Северский князь Святослав Ольгович и Карачев входит в состав его владений, а затем он становится центром отдельного одноименного княжества, то с 1310-х — значение города падает. В результате Карачев — то входит в состав Великого княжества Литовского, то отдается на «кормление» литовско-русским боярам, то платит дань Орде.

Значение города вновь возрастает в XVI веке — с 1550 года в него начинают регулярно назначать воевод.

Культурные изменения, но не моральные ориентиры

Сам Андрей просит не называть его «исследователем». По его словам, это может обидеть настоящих ученых, к работам которых он обращается и которым доверяет.

Так, среди изученных Андреем книг — работы Б. Д. Грекова, В. В. Крашенинникова, Б. А. Рыбакова и других. Многие из названных авторов, по его словам, долгое время занимались археологией, можно сказать — посвятили ей жизнь, поэтому они достойны доверия. Одновременно Андрей обращается к летописям и даже берестяным грамотам.

Вообще сами Средние века — они, как будто, покрыты таинственным саваном не поддающегося сомнению героизма и великих походов — они воспеваются в исландских сагах и славянских «Слове…», а затем и «Задонщине». На этом многие могут поставить точку, хотя скорее должно быть многоточие.

Это был жестокий мир с огромным количеством болезней и пустых смертей, — размышляет Андрей.

Андрею кажется, что это время позволяет увидеть, как культурно менялось общество. Но искать в нем моральные ориентиры не очень сподручно — они вряд ли соответствуют современным взглядам. Собственно говоря, это, скорее всего, справедливо в большей или меньшей степени и для любой другой эпохи — времена меняются. И прошлое: его нужно знать, но не пытаться «воскресить» — это мешает жизни настоящего.

Фото: Андрей Соловьев