Кинорежиссеры прошлого, которые родились в Брянской области, но уехали
Кто-то переехал еще в детстве вместе с родителями, другие — поехали учиться и не вернулись.
В этой исторической подборке информация о жизни и творчестве пяти известных деятелей киноискусства советского периода: Э. И. Шуб, В. А. Чеботарев, Г. М. Козинцев, и другие. Они родились (или приехали в раннем детстве) в Брянской области — в Новозыбкове, Сураже, Почепе и других городах, но впоследствии покинули родные места. Кто-то из них уехал учиться и решил не возвращаться обратно, потому что нашел хорошую работу, а кто-то покинул родной город еще в раннем детстве.
Эсфирь Ильинична Шуб
Одна из пионеров документального фильма Эсфирь Ильинична Шуб, известная своей трилогией о династии Романовых и революции, родилась в Сураже — тогда это была Черниговская губерния Российской империи.
Детство Эсфирь провела в Новозыбкове — там она окончила Новозыбковскую женскую гимназию. Интересно, что примерно в эти же годы там училась Любовь Михайловна Козинцева — сестра режиссера Григория Козинцева.
После гимназии Эсфирь уехала в Москву — учиться на историко-философском факультете Московских высших женских курсов.
Закончив учебу, Эсфирь работала личным секретарем Всеволода Мейрхольда, монтажером игровых фильмов на «Госкино», изучала русскую дореволюционную кинохронику. Собственно благодаря последнему она смонтировала свою первую документалку — «Падении династии Романовых». Новаторство этой работы состояло в том, что Эсфирь смогла добиться эмоционального воздействия с помощью кинодокумента.
Другие документальные фильмы Эсфирь Шуб: «Великий путь» и «Россия Николая II и Лев Толстой» (вместе с первым фильмом составили трилогию), «Сегодня», «КШЭ» (первый звуковой среди документалок), «Испания» и другие.
Владимир Александрович Чеботарев
Советский кинорежиссер, знакомый, главным образом по картинам «Человек-амфибия» и «Батальоны просят огня», родился в Карачеве. Его предки были выходцами из купеческой среды.
В юности он мечтал стать генералом — готовился к военной службе, много занимался спортом. С течением времени увлекся и кино.
В начале войны закончил Ростовское военно-артиллерийское училище и отправился на фронт. Там — руководил артиллерийской батареей и запасным полком (вторым — в конце войны), получил ранение в ногу, два раза попадал в плен (но успешно бежал). Победу встретил в Будапеште.
После войны окончил ВГИК (мастерская М. Ромма). Работал в «Ленфильме» и «Мосфильме». Среди его режиссерских работ (кроме уже названных):
К съемкам одной из самых известных работ своих работ — «Человеку-амфибии» — Владимир Чеботарев готовился год. Они (съёмки) впервые проходили на дне Черного моря — в общей сложности режиссер провел под водой около 260 часов.
Интересны и слова Чеботарева о том, что Геннадий Казанский, указанный вторым режиссером фильма, якобы не участвовал в съемках. По его словам, Казанского прислали «для дисциплины... вроде следить за мной» — кто-то рассказывал директору «Ленфильма» о романе Владимира Александровича с моделью Адой Духавиной (его будущей женой).
Григорий Михайлович Козинцев
Хотя Григорий Козинцев родился в Киеве, ранее детство его прошло в Новозыбкове Черниговской губернии. Там его отец, Моисей Исаакович, служил окружным санитарным врачом и врачом Новозыбковской женской гимназии. Сам Григорий поступил в первый класс новозыбковского училища.
Правда, довольно скоро (Григорию было 8 лет) семья вновь возвращается в Киев. Там Козинцев учился в Киево-Печерской гимназии, посещал школу-студию живописи А. А. Экстер.
До киноработ Григорий Козинцев долгое время занимался театром — он первоначально и привлек будущего режиссера. Первый фильм («Чёртово колесо») он создал только в 1926 году, но это была уже довольно зрелая работа — эксцентрика сочеталась в нем с убедительным показом городского быта.
Среди других киноработ Козинцева: «Шинель» — шедевр советского немого кино, историческая мелодрама «С. В. Д.», «Дон Кихот», шекспировские экранизации — «Гамлет» и «Король Лир» и другие.
Самсон Иосифович Самсонов
Советский театральный и кинорежиссер Самсон Самсонов родился в Новозыбкове, но город едва ли успел стать для него родным. Когда ему был всего год семья переехала в Москву. У него довольно рано умерли сначала мать, а затем и отец — Самсон жил вместе с сестрами и старшим братом.
Закончил сначала Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года, затем режиссерский факультет ВГИКа. Работал в студии «Мосфильм» (сначала как актёр эпизодов, затем и как режиссёр), режиссером театра имени Е. Б. Вахтангова и Театра-студии киноактёра.
На протяжении всего творческого пути он тяготел к экранизациям классики. Дебютом (и довольно удачным) в этом направлении стал фильм «Попрыгунья» (по рассказу А. П. Чехова) — его отметили на Венецианском кинофестивале. Среди режиссерских работ других лет: «За витриной универмага», «Три сестры», «Чисто английское убийство, «Одиноким предоставляется общежитие» и другие.
Один из интересных фактов влияния творчества Самсонова является создание «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая. В сценарии фильма указывалось, что сцена попыткой ночью овладеть загипсованной рукой Семёна Семёновича «пронизана духом» «позднего Самсона Самсонова».
Гелий (Григорий) Лазаревич Аронов
Советский кинорежиссер и актер Гелий (Григорий) Аронов родился в Почепе. Некоторое время жил и в посёлке Салтыковка (Московская область) — там окончил местную школу. Впоследствии закончил театральное училище им. М. С. Щепкина, режиссерский факультет ВГИКа.
Еще подростком Григорий Аронов начал сниматься. Первая роль — в «Семиклассниках», затем играл в фильмах «Личное дело» и «Как закалялась сталь».
Его режиссерские работы — документальные фильмы «Сельский клуб» и «Казанский университет», «Зеленые цепочки», «Весенние перевёртыши», «Каникулы Кроша» и другие, сценарная — фильм «Если ты уйдёшь» (совместно с Юрием Рыбчинским). Работал в Куйбышевской студии кинохроники, Одесской киностудии, «Ленфильме».
При создании статьи использовались материалы краеведческого проекта «Брянский Вестник».