«Потенциал Фестиваля так велик, что его хватит ещё на много лет»
В Брянске возобновят Международный фестиваль современного искусства имени Рославца и Габо.
Международный фестиваль современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо проводился с 1986 года в Брянске, а затем и других городах России по инициативе композитора, скрипача, педагога, заслуженного работника культуры РФ Марка Белодубровского. Благодаря Марку Ефимовичу в рамках фестиваля побывали ведущие коллективы, музыканты, артисты и художники, представляющие современное искусство.
Фестиваль с успехом проходил вплоть до 2018 года, но потом по разным причинам случился перерыв длиной в несколько лет. Однако сейчас неравнодушные и любящие искусство люди решили продолжить этот проект. О том, каким будет новый Фестиваль, «Моему Брянску» рассказала один из его организаторов Дарья Кудрицкая.
Дарья, расскажите немного о себе и о своей работе.
Я артист и лектор-музыковед Брянской областной филармонии. Веду артистическую и просветительскую деятельность, сотрудничаю на постоянной основе с Брянским Губернаторским симфоническим оркестром и Брянским оркестром народных инструментов. Помимо филармонии работаю на разных площадках, как певица, актриса и ведущая. В качестве преподавателя сотрудничаю с Брянским областным колледжем искусств.
Что для вас значат Марк Белодубровский и проходивший в Брянске фестиваль Рославца и Габо?
Как раз благодаря участию в Фестивале я познакомилась с Марком Ефимовичем лично. Я очень дорожила возможностью говорить с ним на самые разные темы, а тем более возможностью с ним работать, исполнять его музыку. Он был очень мудрым и деликатным человеком, с настоящим чутьем на живое в искусстве. Наше общение сыграло большую роль, когда я принимала решение о возвращении из Москвы, где я обучалась, в Брянск. Именно его напутственные слова помогают, когда мне сложно. И Фестиваль для меня, это, конечно, в первую очередь, продолжение личности Марка Ефимовича. Те творческие силы, которые были им вложены в этот проект, продолжают действовать и сейчас, несмотря на его физический уход (Марк Белодубровский скончался 13 сентября 2022 года — ред.). Я это чувствую, когда говорю с людьми о Фестивале и о его создателе.
Как к вам пришла идея возродить фестиваль в Брянске? Почему решились на это в такое сложное время?
Скорее идея не возрождения, а всё-таки продолжения последовательно зрела с 2021. На данный момент четыре года перерыва, два из которых (пандемийные) были сложными для всех, к счастью, не такой фатальный срок, чтобы именно возрождать. Вокруг много людей, участвовавших в жизни этого проекта, нужно просто их вновь соединить и немного помочь им организоваться. Потенциал Фестиваля так велик, что его хватит ещё на много лет. Здесь просто нужен импульс для нового витка. А сложные времена (которые у нас примерно всегда) это просто предлагаемые обстоятельства, в рамках которых мы получаем опыт и продолжаем действовать, воплощая свои задумки. И главное здесь не существительное «рамки», а глагол «действовать».
Каким будет новый фестиваль? Где и когда он будет проходить, что там будет?
31 Международный фестиваль современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо будет — это главное. Каким он получится, узнаем сами когда проведём.
Всего запланировано 7 событий. Начинается он 18 апреля концертной программой «Апрель-сюита» с участием ведущих артистов и музыкальных коллективов города. В 19:00 мы все соберёмся на сцене ГДК «Железнодорожников» и будем играть музыку авторов XX и XXI веков, которую любим. Завершит 31 Фестиваль концертная программа «Аподион собирает друзей». Она состоится 26 мая в 15:00 в зале Брянского областного колледжа искусств.
В этом году мы попытались охватить как можно больше направлений, но, конечно, всё-таки не так широко, как хочется. Будут музыкальные события с участием брянских, московских и питерских солистов, премьера фильма «Квадрат Добычина» Анны Иваниной и Юлии Филипповой, чтение прозы Леонида Добычина в сопровождении музыкальных импровизаций, иммерсивная выставка Художественного музея, фортепианный концерт с участием Е. А. Козловской и столичных артистов Саяки Такахаси и Андрея Лёшкина, концерт-исследование «Слушать/Слышать», где я вместе с Александром Стрекаловым буду исполнять вокальную музыку Прокофьева, Стравинского, Мосолова, Банщикова и Слонимского, выставка-беседа, посвящённая путешествиям двух фотографов в Сеул.
Ваш фестиваль — это будет принципиально что-то новое или вы все-таки хотите унаследовать формат старого фестиваля?
Что точно хотелось бы унаследовать, так это дух Фестиваля: подвижный, свободный от стереотипов о самом себе. Поясню, что я имею ввиду. В разные годы Фестиваль имел разные масштабы. Когда-то он концентрировался на двух-трёх событиях, в которых участвовали самые преданные ему люди, когда-то мог приглашать на свои площадки именитых артистов и большие симфонические коллективы.
Главное, что он умел жить сквозь самые разные по степени сложности времена и укладываться в бюджеты и скромных, и роскошных амплитуд, не попадая при этом от них в тотальную зависимость. А что касается компонента новизны, то само нутро Фестиваля определяет его. Безусловно, хочется видеть на площадках фестиваля актуальных исполнителей и авторов.
Кто вас поддерживает? Как неравнодушные горожане могут поддержать фестиваль?
Если речь идёт про материальную поддержку (не обязательно именно финансовую), то ее оказывают люди, которые тоже чем-то интересным активно заняты. Например, Антон Халяев, который делает кафе «Щебетун», ребята из бара can, которые организуют фестиваль «Искорка». Я не могу называть имена всех партнёров (такова их воля), но они сейчас у Фестиваля есть, хоть и в совсем скромном составе.
Неравнодушные горожане могут оказать нам поддержку разными способами. Можно подписаться на наши аккаунты в соцсетях. Они сейчас совсем молодые, но мы их вырастим и воспитаем. А можно просто купить билет и посетить наши события: концерты, выставки — беседы, перформансы — и это будет самая желанная и действенная поддержка.
Возрастное ограничение: 6+