«Сочетание света, композиции и идеи — всегда дает идеальный результат»
Интервью с брянским фотографом, для которого съемка является не только хобби, но и частью работы.
Для брянского фотографа, Андрея Ригеля (ред. — фамилия-псевдоним, взятая в память о деде) съемка является не только занятием для души, но и частью работы. IT-специалист и госслужащий, он увлекся фотографией в 2014 году, связав с ней и свою профессиональную деятельность. С течением времени Андрей все больше погружался в фотографию и совершенствовал свое мастерство не только насмотренностью и практикой, но и изучением теории. О том, что позволит сделать идеальный снимок и кому не стоит начинать фотографировать, он рассказал в интервью «Моему Брянску».
Фотография для вас — хобби или работа?
— Это для меня и то, и другое. В своей трудовой деятельности мне порой приходится фотографировать официальные мероприятия, встречи, форумы, и легкомысленно к этому относиться нельзя, потому что смотреть на официальные фото, сделанные «жертвой», которой отдали фотокамеру или телефон со словами «иди и снимай», смотреть неприятно, вот я стараюсь даже обычное совещание показать, если можно так сказать, живым. А если фотографии приглянулись определенным людям, они могут уйти на сайты различных ведомств, что приятно. Да и просто хочется как-то выделиться среди протокольных фотографий чем-то своим (я бы так сказал, авторским подходом), плюс это помогает не терять хватку, особенно когда долго не фотографируешь. А после работы это все превращается уже в хобби, где снимаю в основном для души.
Когда вы начали фотографировать? Что стало отправной точкой?
— Это я хорошо помню. Был июль 1994г, когда я сделал свою первую фотографию, предварительно незаметно взяв у отца его пленочную «мыльницу» Kodak. Это было фото моей мамы и крёстной.
Каким был ваш первый фотоаппарат? На что снимаете сейчас?
— Это был Canon 1100d, его подарила мне моя жена в 2014 году, с него все и началось. Как и многие, наверное, обладатели своей первой камеры, я фотографировал все подряд: от кошек и цветов до летнего отдыха и семейных посиделок. Все это продолжалось до тех пор, пока я не встретил человека, который на такую же камеру умудрялся делать какие-то невероятные снимки (как мне тогда казалось), тогда я и начал глубоко погружаться в фотографию: изучал матчасть, читал специализированные книги (как новые, так и советские), форумы и общался с фотографами. И, конечно, бесконечно практиковался методом проб и ошибок. С тех пор я стал любителем фотоаппаратов Canon (далее были 100d, 77d, 5DM3), сейчас снимаю на Canon R5.
Какой фотоаппарат — идеал для вас?
— Говорят, это тот, который у тебя на данный момент есть. С этим я не могу не согласиться.
Что важнее для красивого снимка — технические характеристики (свет, композиция, современность фотоаппарата) или идея?
— Сочетание света, композиции и идеи — это всегда дает идеальный конечный результат.
Когда вы фотографируете: у вас для этого есть определенное время в графике или вы ждете вдохновения?
— Фотографирую обычно в выходные дни (если нет заказов), чаще я просто кладу камеру в сумку и выхожу на прогулку, не задаваясь конкретной целью что-то снять. Когда камеры с собой нет, но при этом вижу что-то интересное, я всегда делаю пару кадров на телефон, чтобы потом позже прийти на это место и снять как надо. Вдохновение обычно приходит спонтанно, сразу делаю несколько заметок в телефон и продумываю как, где или с кем это можно сделать.
Какой теме вы отдаете предпочтение: природа, город, люди?
— Люди. Очень люблю жанр репортажной съемки, благо на работе и вне её хватает с головой.
Расскажите историю одного из ваших снимков.
— Дело было 2 ноября 22г. Организация, в которой я работаю, проводила крупное мероприятие с приглашением гостей из других областей. Часть мероприятия проходила на открытом воздухе, и вот среди всех строго одетых гостей особенно выделялся один, похожий на красного комиссара. Несколько часов я пытался его сфотографировать издалека, но он, видя мои попытки, старался спрятаться и давал своим видом понять, что ему это вообще не нравится. В конце мероприятия я осмелился подойти к нему без камеры и попросил сделать пару кадров с ним. Он спросил, зачем мне это. Я ничего лучше не придумал, чем сказать, что он очень колоритно выглядит среди всех гостей. Тогда он достал трубку, закурил и разрешил мне сделать пару фотографий.
Какие фотографы нравятся, вдохновляют вас?
— Вдохновляющих пока нет или, правильней будет сказать, таких пока не видел. Но мне очень нравятся работы брянского фотографа Романа Чепурного. Профессионал своего дела, у которого в фотографиях может сочетаться и брутальность, и нежность одновременно.
Как у вас появляются идеи для фото?
— Пока мне для этого хватает насмотренности за многие годы. Порой увидишь что-то интересное в Интернете и хочешь повторить, но при этом сделать по-своему. Сейчас у меня много нереализованных идей, в голове есть куча образов и преставлений, где я хочу это снять. Из последних идей, которые мне удалось реализовать (это желание запечатлеть какое-то важное и долгое строительство), — это сооружение Славянского моста на Набережной (удалось заснять все: от первых вбитых свай до его открытия).
Научиться фотографировать может каждый?
— Фотографировать у нас по умолчанию умеет каждый, навести камеру на объект съёмки и нажать кнопку спуска несложно, для большинства владельцев фотокамер или продвинутых телефонов большего и не нужно. Но если человек хочет двигаться дальше, то нужно все-таки начать с матчасти (что и за что отвечает и как это все сочетать между собой), быть насмотренным работами других фотографов и главное — желание и терпение. Без этих двух волевых чувств лучше вообще не начинать, потому что все превратится в муку и велик шанс вообще во всем этом разочароваться и забросить.
Все представленные в материале фотографии принадлежат Андрею Ригелю.