Жизнь и роли Андрея Гришина
История музыканта, экстремала, общественного активиста и актёра из Брянска.
В субботу, 28 апреля, театральный проект «Нити» из Санкт-Петербурга покажет Брянску спектакль «Освенцим. Записки из мёртвого дома» (начало в 18:00). Постановка состоится в Брянском театре для детей и юношества (бывший ТЮЗ). Одну из ролей в спектакле исполнит наш земляк – Андрей Гришин. В свои 29 этот человек успел сыграть в жизни несколько ролей. Он организовывал и был участником фестивалей, играл на глюкофонах, занимался общественной деятельность и даже отсидел 10 суток в мордовской тюрьме. Но сейчас Андрей погружен в театр и готовится первый раз выступить в родном городе. А «Мой Брянск» рассказывает о нём.
Музыкант
«Музыка всегда была частью моей жизни. В детстве я ходил в музыкальную школу, в юности катался на роликах и слушал панк-рок, а потом стал играть на глюкофонах», – говорит Андрей Гришин.
Осенью 2015-го Андрей с друзьями создали мастерскую Kosmosky – занялись производством музыкальных инструментов, похожих на летающую тарелку. И стали знаменитыми. «Тарелки» зазвучали на площадях и в парках города, фестивалях и концертах. О создателях экзотики писали брянские СМИ, им посвятило сюжет региональное телевидение.
Глюкофоны не только приятно звучали, но и приносили неплохой доход. Их можно было продавать или зарабатывать деньги, играя на улице. Андрей сначала делал первое, затем – переключился на второе. В 2016 году он уехал в Киев, где жил три месяца и зарабатывал игрой на глюкофонах. Вернулся в Брянск, затем переехал в Питер. И снова играл.
«В больших городах глюкофоны привлекают внимание прохожих. Люди останавливаются, слушают, спрашивают, что это за летающая тарелка, начинают рассказывать о своей жизни. Очень многие в итоге изливают душу и находят утешение. Мне кажется, это здорово!», – говорит Андрей.
Случались, правда, и ЧП. Однажды в питерском метро Гришин вступил в конфликт с полицейским, который пытался вывести его оттуда за игру на глюкофоне. Музыкант долгое время отказывался уходить и держал оборону (он кричал: «Ваши действий незаконны!», «Граждане, вызовите полицию!»), но потом все-таки подчинился требованиям правоохранителей. После инцидента Андрея догнали несколько прохожих и поблагодарили за перфоманс. «Вы хороший актер», – сказали они.
Экстремал и активист
Андрей Гришин учился в школе №1, а затем – в БГТУ, но в учебный процесс особо не вникал. Он много читал и путешествовал, ездил на различные фестивали и оупен-эйры, старался создавать «движуху» для экстремалов города. В 2012 году многих брянских роллеров и скейтеров объединила общая идея – ребята пытались добиться, чтобы власти помогли в строительстве скейт-парка на площади революции. Так будущий актер познакомился с известным брянским активистом, а ныне эмигрантом Андреем Зайцевым.
«Андрей Николаевич сразу сказал, что мы все сделаем, – рассказывает Гришин. – Мне сначала он показался каким-то мутным. Разные люди говорили о нём разное: и хорошее, и плохое. Скейтпарка мы в итоге не добились. Но Зайцев нам помог сделать несколько площадок и многому научил. Я научился мыслить проектно, стал организатором интересных фестивалей. Например, «Квас». А еще Андрей учил провокациям. В хорошем смысле. «Если власть не хочет вас слушать, а вы уверены в своей правоте, то провоцируйте ее на добрые дела», – примерно так говорил он нам. Мы пробовали, у нас получалось».
Период с 2012 по 2014 годы стал временем расцвета организации Центр молодежных инициатив (ЦМИ). Андрей Зайцев руководил процессом, а Андрей Гришин был одним из главных активистов. Дружная компания молодых и инициативных ребят проводила фестивали, концерты, творческие встречи, поэтические вечера и выставки, акции и митинги, следила за выборами в рамках резонансного проекта «Наблюдатель».
К концу 2014 года активность ЦМИ начала слабеть. «Общественная работа денег особо не приносила. И многие из ребят отходили от нее вполне по жизненным причинам. Я не то чтобы отошел совсем, но решил сделать перерыв. Правда, потом вернулся», - говорит Андрей. После глюкофонов, путешествий и увлечения театром Гришин отравился на выборы в Мордовию по приглашению Андрея Зайцева. Шло лето 2016 года.
[Полит]заключённый
Поездка в Мордовию была одновременно приключением, возможностью немного заработать и проявлением гражданской позиции. Брянские активисты развернули бурную деятельность непосредственно в столице республики – Саранске; они работали в избиркомах, являясь представителями КПРФ, и оппонировали «Единой России».
«В Саранске нам пригодились навыки, полученные в ЦМИ. Мы общались с большим количеством людей, организовывали тренинги по наблюдению за выборами, снимали театрализованные ролики на озере в центре города. Это был крутой перфоманс, который поражал многих местных – и наших сторонников, и оппонентов», – рассказывает Андрей.
А потом началось самое интересное. По версии Гришина и его коллег, он и другие брянские активисты разоблачили незаконную агитацию в стенах крупного мордовского вуза, после чего были задержаны полицией и помещены под стражу. Трем брянцам (Андрею Гришину, Андрею Зайцеву и Игорю Гусейнову) вменялось избиение женщины.
История получила большой резонанс в региональной и федеральной прессе – СМИ сообщали о многочисленных нарушениях, допущенных при задержании и аресте наблюдателей. Активисты пытались доказать в суде свою невиновность, но в итоге были приговорены на 10 суток каждый.
«В тюрьме условия были вполне приемлемы, я сидел в камере всего с одним человеком. Прочитал восемь книг, выучил четыре стихотворения. Сотрудники прокуратуры регулярно навещали нас и интересовались, как дела у «брянских волков». Я как-то сказал, что нас кормят не очень хорошо, после этого еда реально стала лучше, – говорит Андрей. – С другой стороны – атмосфера, конечно, давит. И время тянется очень медленно. У тебя вроде есть прогулки. Но когда ты смотришь на улицу, где гуляют люди, и понимаешь, что не можешь туда пойти, это, конечно, не очень приятное ощущение. После освобождения мы несколько дней просто катались на улице на велосипедах, общались даже с незнакомыми людьми. И кайфовали от этого».
Сейчас Андрей говорит, что мечтает сделать постановку об этой истории с их задержанием. События в ней можно восстановить с документальной точностью – Гришин собрал десятки документов и публикаций и уже работает над сценарием.
Актёр
«Я люблю Брянск. Здесь мои родственники, много друзей. В этом городе мне всегда было очень уютно. Но в какой-то момент он перестал меня мотивировать на что-то новое. Сначала я путешествовал, а в 2016-м решил переехать отсюда в Питер. И его атмосфера заряжала невероятно», – говорит Андрей.
Гришин бродил с глюкофоном по питерским улицам, общался с интересными и творческими людьми, посещал литературные вечера и андеграундные концерты. В какой-то момент он увлекся театром, стал ходить в студии и театральную академию. В его жизни появилось что-то новое, но в тоже время очень знакомое.
Андрей вроде бы занимался чем-то подобным раньше, однако сейчас это обретало какие-то более явные и точные формы. И, разумеется, приносило огромное удовлетворение. Через несколько месяцев упорных тренировок Гришин стал полноправным участником нескольких театральных студий, играл в спектаклях по пьесам Уильяма Шекспира.
«Вообще, в современном театре очень много артхауса. Мне кажется, что режиссеры с этим злоупотребляют. Нет, качественный артхаус – это, конечно, хорошо. Но нужно еще сделать качественно. Что касается Шекспира – спектакли по его пьесам будут актуальны всегда. Наверное, говорю очевидные вещи, но это вечная классика», – размышляет Андрей.
Будучи актером, он принимал участие в гастролях по сибирским городам России и ездил на театральный фестиваль в Болгарии. В Сибири Андрей окунулся в атмосферу жизни российской глубинки, видел покосившиеся заборы и хаты, разбитые дороги, бедных людей.
«Посмотришь на все это – и просто безысходность какая-то. С другой стороны, даже в таких деревнях находится мужик, у которого ровный забор и добротная хата, который строит дома, печет хлеб и угощает им своих соседей. Таких людей мало. Но они есть. И что очень странно – они не служат примером для остальных. Люди начинают завидовать и становятся еще злее», – рассказывает Гришин.
На фестивале в Болгарии театральная студия «Нити», в которой играл Андрей, завоевала одну из наград. По его словам, мероприятие стало площадкой для хорошей исследовательской работы. Актеры, оказавшись в новых условиях, познавали механизм влияния на аудиторию и получали отличный опыт. И теперь этот театр едет в его родной Брянск.
«Проект «Нити», который везет Брянск спектакль про Освенцим – это почти профессиональный театр. Наш режиссер – молодая девушка с качественным взглядом на вещи. Она добивается от нас правды в каждом взгляде, в каждом движении. Вся труппа упорно работает на репетициях. Конечно, перед выступлением в Брянске я очень волнуюсь. Постановка очень серьезная. Но надеюсь, публика оценит нашу работу!» – говорит Андрей.
Дмитрий Радченко