Артефакты памяти Евгения Аверина

Брянский художник использует старую керамическую плитку для необычного стрит-арта.

Летом на домах и заборах в центре Бежицы стали появляться необычные «плиточные картины», заметили их присутствие в Советском и Володарском районах. На небольшой, аккуратно приклеенной плитке неизвестным художником изображены пейзажи и абстракции, превращающие серые улицы в «художественную галерею»: силуэты людей, дома и деревья, ночная дорога… Иногда встречаются надписи из одного-двух слов. Самые внимательные могли увидеть адрес аккаунта в Инстаграме — @averin_art.

«Мой Брянск» выяснил, что автор необычного стрит-арта — художник Евгений Аверин, и одним уличным искусством он не ограничивается. Он участник десятков выставок в Брянске, нескольких в Москве и городе Йена (Германия). Живописные и графические работы брянского художника находятся в частных коллекциях жителей России, Украины, Узбекистана, Германии, Франции и США.

Выставка на арт-фестивале в "Модуле"

На переход к малым формам уличного искусства Евгения натолкнул ряд причин, в том числе и смена жизненного пространства. Более подробно об этом, а также о мотивах творчества и аллюзиях в своих работах художник рассказал нашим читателям. Ещё по нашей просьбе он пояснил значение некоторых мини-панно.

— Евгений, для начала расскажите о себе.

— Я родился в Брянске, окончил Бежицкую гимназию и Брянский государственный технический университет по специальности «Материаловедение».

Заниматься изобразительным искусством начал ещё в детстве — в Брянской студии изобразительного искусства «Спектр» ДК имени Д. Н. Медведева, но временно отошел от этого, пока учился в университете, однако в дальнейшем вернулся к творчеству и на данный момент занимаюсь этим уже несколько лет. Сейчас обучаюсь в свободных мастерских Московского музея современного искусства.

Обычный провицинальный пейзаж: вдали горят огни торгового центра, мимо проносятся машины

— Как получилось, что вы в прямом смысле вышли со своими работами на улицы?

— Проект сложился по ряду причин, как личного, так и творческого характера. В конце мая — начале июня я переехал на более скромное место жительства, работы из бывшей мастерской сменили место хранения. Произошло сокращение как жизненного, так и рабочего пространства.

Среди старых вещей родственников нашёл неиспользованную керамическую плитку, изготовленную в 60-х годах прошлого века.

Такая плитка становится "холстом" для художника

Этим артефактам памяти — объектам из прошлого, которые так и не выполнили когда-то свою функцию, захотелось придать некий новый смысл и функцию. И так получилось, что творческое пространство удалось расширить — за счёт использования языка уличного искусства, интервенции в пространство городское.

— Как вы решаете, какую тему выразить в очередной работе?

— Как и во многих своих работах, я заимствую объекты окружающего мира и использую при создании потока личных образов. Найденный артефакт времени и памяти приобретает новую функцию, а улицы города заполняются квадратами керамики, превращаясь в своеобразную открытую художественную галерею.

Предельный контраст цветов: самого холодного сине-зелёного и самого тёплого красно-оранжевого. Упражнение в цветовых гармониях

Визуальные образы на плитках разнообразны и не замкнуты в рамки какой-то конкретной темы, а раскрывают несколько направлений: поиски живописных цветовых гармоний, отсылки к фрагментам работ классиков мирового искусства, концептуальные фразы, провинциальные пейзажи Брянска — как свидетельства места.

— Кстати, о месте. Вы крепите свои работы наобум или в каких-то определённых местах с определённым смыслом?

— Иногда места крепления объектов — это места личной памяти, будь то забор школы, стена кинотеатра или улица, часто являвшаяся местом для прогулок.

Своеобразный снимок местности

Одна из задач — зацепить внимание жителя города и явиться некоторым катализатором, позволить лучше присмотреться к окружающей действительности, начать видеть, а не просто смотреть. Ведь это функция искусства − вызвать у прохожего эмоцию, по-новому интерпретируя существующую реальность, в том числе и на беспредметном уровне, давая пищу нашему абстрактному мышлению и помогая в самом широком смысле развиваться и двигаться вперёд.

Плитка была закреплена во время голосования по поправкам в Конституцию

— Евгений, наверняка ваши работы цепляют людей по-разному. Были случаи вандализма?

— Да, некоторые работы уже вырваны, утеряны, закрашены, расколоты и т. п. Об этом я узнаю наблюдая за стенами сам и по фидбэку от сочувствующих в соцсетях. Временность уличного искусства — это обычное явление, неразрывно с ним связанное, и это учитывалось в концепции проекта.

Извечные вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" Зеркало как ирония по этому поводу

Хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить всех заметивших и откликнувшихся на проект людей, поддержавших лайком, постом в ленте и просто рассказывающим о проекте друзьям, спасибо всем за добрые слова в личных переписках.

Цитата фрагмента иллюстрации Жана Фуке из часослова Этьена Шевалье 

— Евгений, шоу маст гоу он? Что планируете дальше?

— Как и любому художнику — хотелось бы двигаться и расти дальше, развивать взятые ранее темы, работать с актуальными, создавать новые интересные работы. Уличный проект пока еще продолжается, и я чувствую его необходимость для себя самого и вижу интерес людей.

Все планы раскрывать не буду, к тому же обстоятельства текущей реальности вполне способны их менять… Впереди много работы, и нам не помешает терпение и надежда. 

Татьяна Кузнецова