Китайский автопар: почему россияне массово переходят на Tiggo, Jolion и Monjaro
Из экзотики в мейнстрим: китайские бренды меняют лицо авторынка России
В 2025 году китайские автомобили окончательно закрепились на российском рынке и перестали восприниматься как временная альтернатива. Как отметил эксперт журнала SPEEDME.RU Дмитрий Новиков, к маю доля китайских марок в сегменте новых легковых авто достигла 54% против 46% в конце 2023 года. Это — на фоне падения общего объёма продаж: в мае было реализовано лишь 91 218 машин, на 28,3% меньше, чем годом ранее.
Лидеры гонки
В топе иностранных брендов уверенно держится Haval (10 623 авто за май), за ним следуют Chery (9 780), Geely (6 299) и Changan (5 639). Ускоренно набирают обороты Jetour и Belgee, а максимальный рост показал Solaris — +69,7%. Даже несмотря на обвал продаж OMODA на 53%, кроссоверы бренда продолжают набирать популярность в крупных городах.
Почему китайцы?
Рост интереса объясняется сочетанием факторов: разумная цена, технологичная начинка, привлекательный дизайн и широкий выбор моделей — от бюджетных кроссоверов до почти премиальных SUV. Постоянный приток новинок — 1–2 модели в месяц — удерживает внимание аудитории.
Что покупают?
По-прежнему лидируют Lada Granta (12 033 шт.) и Vesta (6 559 шт.). Но в иномарках доминируют Haval Jolion (4 586), Chery Tiggo 7 PRO Max (2 757) и Geely Monjaro, сумевший удержать продажи почти на прежнем уровне (−18,5% за год).
Итог
2025 год закрепил: китайские марки — уже не альтернатива, а новая реальность. Если тенденция продолжится, доля автомобилей из КНР в 2026 году может достичь 60%. Для большинства россиян вопрос теперь звучит не «покупать ли китайский авто», а «какой именно выбрать».