Stellantis предложил создать в ЕС аналог кей-каров для удешевления электрокаров
«Электромобили станут роскошью»: в Stellantis бьют тревогу из-за законов в Европе
Глава совета директоров Stellantis Джон Элканн выступил с резкой критикой европейской регуляторной политики в отношении автопрома, заявив, что в текущих условиях массовое производство доступных электромобилей в Европе становится невозможным. На форуме в Турине он предложил радикальное решение — внедрение новой категории легковых машин, аналогичной японским кей-карам: компактным, маломощным и экономичным автомобилям, на которые не распространяются многие дорогостоящие требования безопасности и оснащения.
Элканн подчеркнул, что за последние шесть лет европейский рынок лишился практически всех бюджетных моделей: если в 2019 году покупатели могли выбрать из 49 машин стоимостью до 15 000 евро, то в 2025-м осталась лишь одна. Причиной он назвал избыточное регулирование, которое делает даже городские машины чрезмерно дорогими — за счёт обязательной установки систем, вроде датчиков усталости, eCall и других, не всегда нужных в условиях ограниченного использования.
Как сообщает автомобильное издание SPEEDME.RU, к его инициативе присоединился и генеральный директор Renault Лука де Мео, который одновременно возглавляет Ассоциацию европейских автопроизводителей (ACEA). Он предложил создать специальные условия для новых компактных электромобилей: налоговые послабления, привилегии при парковке и свободный доступ в центры городов. По мнению де Мео, без реформ в подходе к малым электрокарам Европа рискует проиграть в доступности транспортных решений.
Примером для подражания названа Япония, где сегмент kei-car существует десятилетиями. Такие автомобили, длиной не более 3,4 метра и с двигателем до 660 см³, обеспечены господдержкой и популярны среди городского населения. Электрические кей-кары вроде Nissan Sakura и Mitsubishi EK X стоят около 16 000 евро и обеспечивают запас хода до 180 км — этого достаточно для ежедневных нужд в мегаполисе.
Некоторые европейские производители уже делают шаги в этом направлении. Renault анонсировал новый электрокар Twingo, который выйдет в 2026 году. Volkswagen готовит преемников моделей e-Up! и CITIGO — их премьеры запланированы на 2027 год. Однако без ослабления регуляторного давления, предупреждают в Stellantis и ACEA, выпуск действительно массовых и недорогих электромобилей останется на уровне отдельных инициатив, а не устойчивого тренда.