Замена двигателя по закону: когда апгрейд — это уже переоборудование
Контрактный мотор без штрафа: что важно знать водителю
С 2018 года в России двигатель больше не считается уникальным идентификатором автомобиля. Это означает, что замена мотора на точно такой же — по модели, объёму и мощности — не требует сложной регистрации. В этом случае инспектор ГИБДД просто фиксирует номер нового двигателя в ПТС при первом удобном обращении, например, при продаже автомобиля или смене владельца, пишет SPEEDME.RU.
Но если устанавливается агрегат с иными характеристиками — более мощный или отличающийся по объёму, — ситуация переходит в зону переоборудования. В таком случае необходимо пройти техническую экспертизу, получить разрешение ГИБДД, оформить сертификат безопасности конструкции и только после этого внести изменения в документы. Без этих шагов новый двигатель будет считаться установленным незаконно, а сам автомобиль — эксплуатируемым с нарушением.
Контрактные моторы, популярные на вторичном рынке, допустимы к установке при соблюдении двух условий: полное соответствие штатному двигателю и юридическая чистота. Даже несмотря на то что закон не требует обязательного предъявления документов на мотор, инспектор вправе запросить их при регистрации.
Поэтому рекомендуется иметь при себе копию таможенной декларации и договор купли-продажи — это исключает подозрения в нелегальном происхождении агрегата. При установке идентичного двигателя достаточно стандартного пакета документов: ПТС, СТС, паспорта, полиса ОСАГО и, при необходимости, договора купли-продажи автомобиля. Однако если мотор отличается, понадобится расширенный список — заключение экспертизы, разрешение на переоборудование и сертификат безопасности. Только тогда изменения можно будет законно внести в ПТС.
Юридическая практика показывает: попытка сэкономить время и обойти процедуру оформления может привести к штрафам, аннулированию регистрации, а в отдельных случаях — даже к лишению водительских прав. Особенно это актуально при установке более мощных моторов с повышенными характеристиками.
В условиях усиливающегося контроля со стороны ГИБДД гораздо разумнее заранее пройти все формальности, чем потом доказывать законность уже выполненного апгрейда. Для организаций, владеющих автопарками, действуют те же правила, что и для частных лиц. Главное отличие — необходимость предоставления доверенности от компании и реквизитов организации. Фирмы обязаны регистрировать изменения своевременно, чтобы не терять доступ к страховкам и допуск к эксплуатации.