Круиз-контроль: когда он экономит топливо, а когда — наоборот

Экономия или перерасход? Раскрыта правда о круиз-контроле и расходе топлива

Совет включать круиз-контроль ради экономии топлива давно укоренился среди автомобилистов. Идея проста: система поддерживает стабильную скорость, избегая резких ускорений, что должно снижать расход. Однако недавние испытания показывают, что ситуация далеко не столь однозначна.

На ровной трассе круиз действительно помогает: за счёт отсутствия рывков экономия может достигать 7–14%, утверждают автопроизводители. Но это справедливо только для идеальных условий — стабильного трафика и ровного покрытия. В реальности экономия оказывается значительно скромнее, а иногда и вовсе превращается в перерасход. Как отметил в интервью изданию 32CARS.RU автоэксперт Дмитрий Новиков, адаптивные системы иногда слишком активно ускоряются за впереди идущим автомобилем, из-за чего расход может увеличиться на 0,2–0,3 литра на 100 км — примерно на 2%.

На холмистых участках круиз-контроль часто «упирается» в задачу удержания скорости, добавляя газ в подъемах, где водитель мог бы действовать мягче — сбавить скорость и компенсировать потерю на спуске. В результате электронная система может потратить больше топлива, чем человек за рулём. В городском трафике поведение круиза также разнится: в плотном потоке он помогает экономить, а на пустой дороге — может, наоборот, повысить расход.

При этом эксперты подчеркивают, что даже если экономический эффект минимален, круиз-контроль повышает комфорт поездки. Он помогает поддерживать равномерный темп и снижает усталость водителя, что косвенно способствует более экономичной манере вождения.

По словам Новикова, круиз-контроль — это не «волшебная кнопка» экономии, но и не источник перерасхода. Он может сэкономить 5–10% топлива на ровной трассе, но в сложных дорожных условиях — наоборот, увеличить расход. Главное преимущество системы — удобство и снижение нагрузки на водителя, что в итоге может оказаться важнее нескольких сэкономленных литров.