В Брянске идёт «Неделя молодёжной науки»

Методологический анархизм, белорусский постмодернизм и квантовая физика — открытая лекция «История и философия науки» в БГТУ.

Несмотря на то что в аудитории третьего корпуса БГТУ собралось значительно меньше студентов и аспирантов, чем на ВИП-лекции в ДДЮТ имени Ю. А. Гагарина, три часа пролетели интересно и занимательно. Доктор философских наук, профессор Анатолий Степанищев начал свою лекцию с великого спора о природе реальности между Эйнштейном и Бором. Профессор в доступной форме, приводя примеры из обыденной жизни, объяснял парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена.

В нём он разобрал спор Эйнштейна с Бором о физическом смысле волновой функции. Вообще же, подробным образом освещался круг вопросов, выходящих за рамки ответственности самих наук — вопросы теории и методологии самой науки. Философия и наука, философия и техника. А также обсуждался важный для современности вопрос — на каком этапе и как переплелась философия и наука. На этот вопрос профессор Степанищев отвечал, апеллируя к Платону, Гегелю и даже писателям-экзистенциалистам Сартру и Камю. Также он обращался в своих примерах к социологии, физике, биологии и литературе. Так, основной акцент делался на учении Гегеля. А ведь новые социальные и политические проблемы модернизации и современности вызвали обращение именно к Гегелю.

Его идеи стали значимы для понимания проблем современности: социальная разобщённость, отчуждение, понимание свободы и внутренней гармонии человека. По мнению некоторых учёных, идеи Гегеля объясняют связь между модерном и рациональностью, которая ставится под сомнение в постмодернистской философии. Профессор отметил и похвалил работы белорусских учёных, философов. Так он описал систему «Мёртвая рука», раскрытую в работах белорусских постмодернистов. О том, что ядерные ракеты будут запущены из России даже в том случае, если политическая верхушка будет уничтожена и не успеет нажать на кнопки. 

Закончил он своё выступление тем, человечество прошло огромный путь познания мира от мифологии и религии к точным наукам. Он объяснил на обыденном примере, что даже каждый человеческий индивидуум в своей деятельности тянется к науке.

«Вот смотрите, Филипок из рассказа Толстого. Мальчик стремился к знаниям и бегал далеко, в соседнюю деревню, чтобы учиться, а у него не было валенок. У нас в современности деньги платят, чтобы учиться, но при этом не ходят на пары. А он стремился к познаниям. Очень важно, что у него прошёл период игр, он наигрался и устал сидеть дома. Хотите получить нацию идиотов — начинайте учить детей с четырёх лет, пока они не наигрались в игрушки. Когда я был маленький, то наблюдая за взрослыми людьми, замечал, что не понимаю многое из их деятельности, но хочу научиться тому, что делают они. Читает дядька газету, а мне интересно, что он в ней находит, там же нет картинок. Но я уже тоже хочу научиться читать газету. Слушают взрослые известия по радио, мне же непонятны многие слова диктора, он их быстро проговаривает, города какие-то упоминает, я их не знаю, но хочу о них иметь знание. Человек по своей натуре тянется к науке, только если он не алкаш. Даже безработный хочет что-то почитать нужное ему, узнать о чём-то». (профессор А. Ф. Степанищев)