В Брянске провели мастер-класс по росписи пасхальных яиц
В Городском выставочном зале с помощью кисточки, ватной палочки и красок можно было создать пасхальное яйцо со своим собственным узором.
Справочные источники говорят нам о том, что традиция окрашивания яиц появилась задолго до появления христианства. Например, в Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возраст которых составляет около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца встречаются в захоронениях шумеров и египтян, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Ранние христиане в Месопотамии раскрашивали яйца в красный цвет, как напоминание о пролитой крови Христа.
Потом и Христианская церковь позаимствует этот обычай. Но он уже будет рассматриваться как символ воскресения. В христианской вере есть множество мифов и легенд о происхождении традиции красить яйца. Самую популярную версию нам рассказали на мастер-классе по росписи, звучит она так. Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию пасхальное яйцо и сказала, что Иисус воскрес. Тиберий ответил ей, что это так же невозможно, как если бы яйцо стало красного цвета.
Яйцо стало красным после слов, которые он произнёс. С тех пор их красят в красный цвет. Вторая версия более бытовая. Яйца красились не просто в красный цвет, а именно луковой шелухой. Перед Пасхой обычно шёл пост, но с куриными яйцами нужно было что-то делать. Для того чтобы их сохранить, они варились в луковой шелухе больше 20 минут, что служило природным консервантом. Так яйцо хранилось дольше. Такие яйца брались в походы. Могли храниться больше месяца. Когда снимали скорлупу, оно было твёрдыми, но тем не менее его можно было использовать для употребления в пищу.
Яйца толкли и смешивали с водой. После рассказа о традиции крашения яиц, руководитель мастер-класса Татьяна Жучкова предложила каждому взять в руки яйцо и кисть. В ход шли разные краски, и каждый участник смог проявить здесь свою фантазию. Пока шёл мастер-класс, Татьяна Жучкова рассказывала о разных способах нанесения рисунков и узоров на яйцо. Самое традиционное пасхальное яйцо — это «крашенка». Оно варится именно в луковой шелухе.
Только потом начали использовать цветные красители. Ещё есть яйца «царапанки», когда жёстким предметом на крашеных яйцах выцарапывают узор. Различаются ещё «писанки», которые чаще используют на Украине. При кистевой росписи яйца раскрашиваются по принципу хохломы, только используются другие цвета. Участники мастер-класса раскрашивали яйца капельками — самый лёгкий вариант кистевой росписи. Она используется в гжельской, городецкой, мезенской, хохломской росписях. Роспись тычком — в современности для этого можно применить ватную палочку. Это два простейших способа.
Каждый участник мероприятия проявил индивидуальность и фантазию. А каждое яйцо стало неповторимым произведением. Участники не ограничивали себя только религиозной тематикой. Пожалуй, такими яйцами будет жалко играть в традиционную пасхальную игру — битки.
Татьяна Жучкова, дизайнер: «В наше время яйца расписываются для поддержания традиции. Но, как я уже говорила, есть и экономическая сторона этого явления. Для того чтобы долго их хранить. Название же способов раскраски яиц, происходит от способов нанесения краски.
Есть, например, «капанки», когда на них капают воском. «Крашенки» происходит от слова красить. Всё зависит от техники. Но дополнительно, играет роль ещё и географическое положение.
Если гжелью расписывают домашнюю утварь, хохломой посуду, то и на пасхальных яйцах мы видим подобные вариации. Также в Гжеле можно встретить и фарфоровые яйца. Дарить пасхальное яйцо — это символ жизни, плодородия, возрождения. Это встречается практически у всех православных народов».