В Брянске открылась фотовыставка «Дикая природа России»

Перед церемонией открытия экспозиции в Городском выставочном зале, фотограф Валерий Малеев встретился и пообщался с журналистами и гостями.

Увлечение фотографией:

«В наше время дети чаще всего хотели стать космонавтами. А у меня с детства была мечта найти и сфотографировать дикого снежного барса. Я родился там, где нет рядом гор, не то что снежного барса. Потом вырос и стал страстным охотником. Получил образование биолога-охотоведа. Во времена, когда мы нефтью не торговали направо и налево, основным поставщиком валюты была пушнина. Какое-то время работал в этой отрасли, но потом время круто поменялось. Как говорил Тургенев: «Раз охотник, значит, хороший человек». Не надо путать добытчиков с браконьерами. Это распространенное заблуждение. На каком-то этапе жизни, лет 15 назад, взял в руки фотоаппарат. Первая фотография — серые куропатки на «Смену». Потом увлечение фотографией переросло в профессию и призвание».

О своих книгах:

«В свое время защищал диссертацию по орнитологии. По околоводным, водным птицам степных озер западной Бурятии. Для защиты кандидатской нужны были фотографии птиц, вот отсюда всё и началось. Уже потом была подготовлена и издана книга «Определить птиц в Иркутской области».

В 90-е мы издавали книги, альбомы о дикой природе. В девяностых годах это воспринималось как нечто совсем необычное, так как на книжных полках были боевики и фантастика. Если говорить о книге «Дикая природа России», то отвечу, почему я сделал акцент именно на природе России. Сейчас многие могут съездить в Африку и поснимать там всё что угодно. Снимать животных там легко, достаточно подъехать к ним на джипе. В 90-х, да и сейчас, сложилась такая ситуация, что мы знаем о животных Африки больше, чем о своих. Российскую природу снимать трудно. Россия — огромная богатая страна, здесь, например, около 800 видов птиц. Попробуйте сфотографировать всех животных на таких огромных просторах. Я начинал с родной Иркутской области, а теперь понемножку стараюсь снимать на территории всей страны».

О географии:

«Творческий процесс требует какой-то определенной цели. Мечта снять снежного барса привела меня к профессиональной фотографии. А возможность увидеть и показать  дикую природу России позволило сформировать некий план, график. Нужно было показать разные природные климатические зоны. От Северного полюса до полупустынь. От Калининграда до Камчатки. Это и тайга, и широколиственные леса, и субтропики на Дальнем Востоке. От Северного полюса до Антарктиды я проехал, по возможности все. А в России я побывал во всех субъектах РФ. Где-то проездом, где-то на длительный срок.

Например, в Приморье я работал пять лет над темой дальневосточного леопарда. Понятно, что я нахожусь в природных условиях не полный календарный год. Когда снимал Байкал, мне нужно было запечатлеть все процессы, происходящие на протяжении года. Для этой цели я раз в месяц летал домой и снимал Байкал.

Открывать Россию для себя можно до бесконечности. Сахалин, Курилы, Командоры, Кавказ, Заполярье — можно до бесконечности называть и говорить. Это огромный мир дикой природы. Я бы предложил преподавать в школе не только географию, но и дикую природу России. Если мы хотим, чтобы наши парки и скверы были чистыми, а наши леса не горели, нужно прививать детям экологическое просвещение. Иной раз бывает стыдно, когда взрослые люди не знают наших родных животных. Когда в Государственной думе проводили выставку, стоят два члена Совета Федерации, смотрят на фотографию нашего зубра и спорят: это бизон или овцебык? Это говорит об определенном уровне экологической культуры и образования».

Пейзажи Монголии
О семействе кошачьих:

«Дикие кошки — высший пилотаж в съемке животных. Даже домашняя кошка — это единственное из домашних животных, которое так до конца и не поддалось, не подчинилось человеку. Кошка — это характер, грация. Суперхищник. Но другое дело, когда вы видите кошку в зоопарке, того же снежного барса. Он в неволе, лежит с потухшим взглядом. Это не идет в сравнение с тем, когда ты видишь его в дикой природе. Например, когда он прыгает на вертикальную скалу и при этом не делает ни одного лишнего движения».

Об оружии и безопасности:

«С тех пор как пятнадцать лет назад положил карабин на полку, никогда не беру с собой оружия, даже фальшфейера. Был случай один раз, когда самка снежного барса лезла в палатку. Я вначале заругался, потом бросил вилку. Больше бросать было нечего, кроме резиновых сапог. Бросил один, промахнулся. Вторым сапогом пришлось ударить её по морде. Она обиделась, ушла и не показывалась потом мне два года. Все мы должны понимать, что съемка любых хищников — это очень опасное занятие. В некоторых странах мира у фотографов дикой природы должен быть специальный аттестат. Нельзя не подготовленному человеку заниматься такими вещами. У нас в России погибают чаще всего от медведей. Фотограф Николаенко погиб на Камчатке. Мне помогает то, что я кандидат биологических наук, к тому же сам был охотником. Как биолог и охотовед я понимаю, как нужно вести себя с крупным хищным животным.

Нужно не обострять отношения с животным, определять границу самому. Когда барс подошёл ко мне на 15 метров, я сказал: «Всё! Стоп!». Никто в мире не подходил к снежному барсу на расстояние 15 метров, и уж тем более никто не знает, как он себя поведет, если подойти ещё ближе.
Снежный барс:

«Снимал в Монголии снежных барсов. Сейчас хочу попробовать и в России. Там спрашивал у местных, какие легенды есть о снежном барсе, песни, пословицы. Они отвечают, что нет или просто не знают их. Снежный барс был символом всех азиатских монархов. Вы знаете, что юрты всех монгольских ханов были украшены шкурами барсов. В юртах было до 150 шкур. Это символ богатства, силы, власти. Но сейчас в мире осталось всего около 6000 особей. Ареал у них огромный. Сегодня они обитают на территории 13 стран мира. Самая большая популяция — в Китае, потом Монголия. У нас их не более 200 особей. У снежного барса самый длинный хвост, он обитает в суровых условиях, которые можно себе только представить. Барс живет в горах на границе снегов. Представьте себе, что жертвы барса в 3-4 раза его тяжелее. Козерог весит 150 кг, а самка снежного барса — 40.

До этого все фотографии снежного барса были сделаны фотоловушками. Мои фотографии этого зверя стали первыми, которые сделаны зеркальной камерой».

Кот Манул
Справка:

Виталий Николаенко — российский натуралист, известный исследователь биологии камчатского бурого медведя, фотограф и автор первого русского фотоальбома о медведях. Убит медведем при фотосъёмке. По основной версии, учёный следовал за хищником, намереваясь сфотографировать момент его залегания в берлогу. Этот снимок, стал бы уникальным и сенсационным, так как подобных фотографий не существует. Однако, медведь расценил его как врага и напал на него. Медведя не нашли и не застрелили. Рядом с телом был найден пустой баллончик из-под перечного спрея, с помощью которого учёный пытался, но не успел защитить себя.