Погадаем на Брейгеле: первая часть экспозиции в выставочном зале

Иероним Босх и Питер Брейгель — художники позднего Северного Возрождения.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Места

Новую экспозицию в Городском выставочном зале на Гагарина можно назвать масштабной — три зала на две кисти. С другой стороны, хватит ли этого, чтобы понять все смыслы ужасающего Босха и мужицкого Брейгеля? Едва ли. Простой пример: у Брейгеля есть картина, где зашифрованы порядка сотни (а может и больше) пословиц. И это только одно полотно. Всего же Мужицкий оставил 45 картин. Кстати, на 30 из них — природа, деревня и простые люди, — поэтому Питера Брейгеля и называют «крестьянским», «мужицким» художником.

О невозможном, упрямом, преимуществе и других находках «Мира вверх тормашками»

Вы когда-нибудь видели географический атлас? Они могут отображать самое разное — от стран со столицами до полезных ископаемых. А приходилось вам рассматривать карту с изображениями людей и их занятий? Именно на неё походят (конечно, не по художественному достоинству, скорее, по идее — хотя и оно, должны оговориться, многим богаче) «Фламандские пословицы».

Фрагмент картины "Фламандские пословицы" (копия)

На полотне сотни людей, животных, птиц, предметов быта — все они (кажется, что даже и неодушевленные!) заняты «делом». «Но почему в кавычках?», — спросите вы. За объяснением далеко ходить не нужно — посмотрим на картину. Что то вам первым бросается в глаза: человек, упершийся в стену, или женщина, пеленающая чёрта? А может со странным лицом мужчина, вертящий голубой шар на большом пальце?

Фрагмент картины "Фламандские пословицы" (копия)

В каждом из этих занятий показано буквальное значение пословицы — отсюда, собственно, и название. Например, пеленающая чёрта отсылает к «быть способным привязать даже дьявола к подушке» — пословице, означающей преодолевающее все упрямство. А идущий в стену — это «биться головой об стену», то есть пытаться достичь невозможного. Вертящий голубой шар показывает пословицу: «вертеть мир на большом пальце» — обладать всеми преимуществами.

Фрагмент картины "Фламандские пословицы" (копия)

Сейчас исследователи смогли разгадать около сотни пословиц, но большинство уверены — ещё остались нерасшифрованные. Известную роль сыграло время — некоторые изречения могут быть просто-напросто забыты. Но кто знает, может наши читатели станут теми, кто отгадает новую пословицу?

Фрагмент картины "Фламандские пословицы" (копия)

Кстати, у полотна есть ещё одно название — «Мир вверх тормашками», отражающее идеи абсурдности человеческого существования, глупости и слабости человека. Интересно, что почти одновременно с нидерландским художником французский писатель Франсуа Рабле представит пословичный мир в «Пантагрюэле».

"Две собаки никогда не договоряться над одной костью", т. е. "спорить вокруг одной единственной темы, пункта"

Шесть картин на «Двенадцать месяцев»

В 1565 году героем полотен Брейгеля раз за разом становится природа — появляются «Времена года» («Двенадцать месяцев»). Это цикл из шести картин, изображающих смену сезонов. Шести — потому, что в Северной Европе того времени год делился на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму. По другой версии, в цикл входили двенадцать полотен.

Фрагмент картины "Охотники на снегу" (копия)

Только под ногами охотников захрустел снег, как вдруг: уже золотятся колосья — пора на «Жатву». Полотна цикла очень живые, движущиеся. При этом, мы даже не видим лиц — только силуэты: один из них несёт вязанку дров, другие — разводят костер, третьи — катаются на коньках по замёрзшему озеру. Занятия людей с полотна «Охотники на снегу» не вызывают сомнения — из-за своей повседневности. Они кажутся настолько реальными, что даже появляется слабая боязнь помешать, — не будем останавливаться надолго.

Фрагмент картины "Охотники на снегу" (копия)

Дальше у нас «Жатва» — еще одно из полотен цикла. Оно об августе, жаре и — тяжёлой работе. Собрано только несколько снопов, а впереди — пшеничное море. О тяжести говорит и передний план — там отдыхает группа крестьян. Большинство из них обедает, а один просто лежит — он настолько устал, что даже не хочет есть, или уже пообедал? Здесь, кстати, уже можно разглядеть выражения лиц. Сосредоточенно-холодный взгляд — у режущего хлеб, рассеянный — у человека в шляпе. Им нужно возвращаться к работе. А нам — отправляться к другому полотну.

Фрагмент картины "Жатва" (копия)

Ноябрь. «Возвращение стада. Осень». Здесь нет ни хлебопашцев, ни крестьянина с вязанкой дров, но тоже движение, тоже работа — погонщикам нужно управиться до ухудшения погоды. Времени у них мало: тучи на краю полотна уж очень потемнели. Опять же одни силуэты — но настроение читается запросто. Нервозность. Жесткость. Спешка. Вообще полотно скорее мрачное — этим оно очень отличается от второго и, тем более, первого.

Слева - картина "Возвращение стада" (копия), справа - "Обращение Савла" (копия)

Интересная деталь картины — птица, одиноко наблюдающая за действием с дерева. Вообще птицы частые гости полотен Брейгеля. Самая известная, наверно, — серая куропатка с «Падения Икара». Согласно легенде, это племянник Делала — Талос. Когда Дедал понял, что Талос может затмить его, он решил убить племянника. Дедал сбросил его с Афинского акрополя. Во время падения Афина превратила Талоса в куропатку.

Фрагмент картины "Падение Икара" (копия)

Но вернемся к картинам цикла. Сейчас их осталось пять, кроме рассмотренных ещё — июньско—июльский «Сенокос» и мартовский (по-другому мнению, январско—февральский) «Сумрачный день». Считается, что все они писались на заказ — купцу Николасу Йонгелинку. Впоследствии владельцу пришлось заложить картины в качестве гарантии своего долга. Полотен он не выкупил.

Фрагмент картины "Сенокос" (оригинал)

Раннее-позднее и — вечное?

Крупные лица — это, кажется, не про Брейгеля. Портретов он вообще не писал, хотя избыток в предложениях вряд ли был. Сейчас исследователи считают, что только один «Портрет старой женщины» принадлежит кисти художника. А вот миниатюрные и безликие силуэты сельских низов — это по-брейгелевски. Достаточно вспомнить его «Детские игры» — раннюю работу, на которой сразу даже невозможно заметить всех действующих лиц. Да, кстати, и не сразу тоже — исследователи расходятся при подсчёте героев: одни насчитали чуть больше 230, другие — примерно 250.

Фрагмент картины "Детские игры" (копия)

Обращает на себя внимание и то, что дети Брейгеля очень мало походят настоящих детей. Дело в том, что тогда детство воспринималось только как этап перехода ко взрослой жизни — соответственно идеализации детства и не могло быть. Кстати, это оставляет открытым вопрос о том, есть ли на полотне взрослые. Исследователи говорят или об их отсутствии, или о наличии 2–6 взрослых.

Всмотримся в их лица — отсутствие веселости, какая-то глупая, пугающая сосредоточенность в них. С этим вполне соотносится понимание картины как еще одного воплощения темы безумия мира. Но если здесь еще очевидно отсутствует индивидуальное, то у позднего Брейгеля — медицинская точность в изображении черт лица. Так, по полотну «Притча о слепых» специалисты смогли определить диагноз каждого слепого. Например, у третьего слева — лейкома роговицы.

Фрагмент картины "Притча о слепых" (копия)

Здесь уже видна заинтересованность частным. Хотя нет и сентиментальности — прежняя драматичность: слепые были лишь частью пейзажа — они часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Сама же картина отсылает к евангельской притче о фарисеях: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Но осталась у позднего Брейгеля и любовь, если можно так сказать, к "птицам". Это видно по полотну, написанному за год до смерти. Главным героем этого сюжета стала сорока. Её окружают ранняя осень и безмятежные горы. По настроению они очень контрастируют с идейным содержанием полотна: сорока, ведь, сидит на виселице.

Фрагмент картины "Сорока на виселице" (копия)

На эту самую виселицу отправлялись инакомыслящие. Художнику было примерно сорок лет, когда в Брюссель вошла армия герцога Альбы. Вошла, чтобы приговорить к смерти несколько тысяч нидерландце. Отсюда и сорока — она означает сплетников, на которых, в основном, и держался террор Альбы.

P. S. Экспозиция «Босх и Брейгель» в городском выставочном зале будет идти еще до 21 февраля.

Возрастное ограничение - 12+.