Неразгаданный Босх: вторая часть экспозиции в выставочном зале
![](https://mybryansk.ru/uploads/artprew/og_bhldgtyhivofsxmc7oyf.jpg)
Как и обещали: рассказываем о загадках второй части выставки на Гагарина — работах Иеронима Босха. Отношение к ним менялось с течением времени. Сначала их считали лишь гротеском, призванным пощекотать нервы смотрящему, сейчас же в них находят иной смысл. Но какой? Версий, как вы уже наверное догадались, несколько.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_1.jpg)
Сюрреалист, маг, еретик — кто такой Иероним Босх?
Он писал маслом, и — уже с первых мазков получалась окончательная фактура. Эта техника называется алла прима. Ее он предположительно мог унаследовать от семьи — у ван Акенов было (как минимум!) 5 художников: дедушка Еруна Антонисона — Ян ван Акен, его отец — Антоний, и трое дядей. Вместе они открыли ремесленную мастерскую, в которой работал и он — Ерун Антонисон ван Акен, более известный по псевдониму Иероним Босх.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_2.jpg)
В первом архивном упоминании 1474 года художника называют «Jheronimus» («Хиеронимус»). А откуда же Босх? Дело в родном городе живописца: сокращённое его наименование — Den Bosch.
Именно в этом месте пройдет большая часть жизни Босха, появятся многие его картины. Кстати, до нас дошли лишь 20 работ художника. Подписанных и того меньше — 7. А даты написания нет ни на одной. Уже эти довольно технические моменты создают известную трудность для исследователей его творчества. Но они составляют лишь вершину айсберга, ядро которого — понимание образов Босха.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_3.jpg)
Понимают их по-разному. Есть исследователи, которые, рассматривая полотно, вспоминают Сальвадора Дали — они считают Босха сюрреалистом XV века. Находят в нем и отражение средневековых алхимии, астрологии, черной магии. Видят в образном мире живописца и связь с религиозными ересями того времени. Последнее подтверждает частое наличие на полотнах Босха библейских персонажей. Сам он, кстати, состоял в Братстве Богоматери.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_4.jpg)
Пятнадцать святых Антониев и один святой Иоанн
Вы случайно не слушаете «Гражданскую оборону»? Если да, то, возможно, вам приходилось видеть обложку альбома «Невыносимая лёгкость бытия»? Так вот на обложке — картина Босха. Та самая, героя которой художник писал около пятнадцати раз, — «Искушение святого Антония».
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_5.jpg)
Это один из «поздних» спокойных Антониев Босха. Он прислонился к стволу дерева и задумался. Возле лежит свинья — подобие домашнего животного. Обстановка рядом умиротворяющая — хотя это все та же обстановка соблазна, в которой святой находился больше 20 лет. Но даже искушающие Антония демоны не могут нарушить спокойствия. Они уже и не демоны вовсе — они больше походят на гоблинов.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_6.jpg)
У позднего Босха можно проследить именно такое настроение в изображении Антония — в противовес его прежним работам. Например, на одноименном триптихе святому угрожают летучая жаба, лиса с хлыстом и водяной с символом греха — рыбой. Тем не менее, традиционные элементы этого персонажа — греческая «тау» и свинья — есть и на этом полотне.
Кроме святого Антония Босх обращался и к образу Иоанна Богослова. Правда его, насколько нам известно, художник написал в единственной версии — это полотно «Святой Иоанн на Патмосе».
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_7.jpg)
На Патмос Иоанна сослал император Домициан. На острове он будет записывать свои видения — так появится знаменитое Откровение Иоанна Богослова. На полотне же — взор Иоанна устремлен вверх. Он смотрит на «облаченную в Солнце» Марию с младенцем и совсем не замечает демона, крадущего чернильницу. Но воровство хорошо видно орлу (символ Иоанна Евангелиста) на противоположной части картины.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_8.jpg)
Интересно, что сюжет этот изображён на оборотной стороне двусторонней доски. Лицевую же часть занимают сцены Страстей Христовых, исполненные в технике гризайли. Относительно этого факта исследователи также разошлись во мнениях. «Иоанн на Патмосе» мог быть правой частью утерянного триптиха, считают одни. Это створка несохранившегося алтаря, уверены другие. Есть и ещё одна версия — доска могла использоваться для медитаций.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_9.jpg)
Полиптихи и триптихи
Традиционная для Босха структура — триптих — работа из трех панелей. Возьмем, например, его «Святых отшельников»: левая створка — (уже знакомый) «Святой Антоний», центральная — «Святой Иероним», правая — «Святой Эгидий».
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_10.jpg)
Антоний здесь набирает воду. А совсем рядом в пруду по колено в воде стоит царица ночи — отшельнику удаётся избавиться от наваждения благодаря молитве. Окружающий его пейзаж явно контрастирует с уже увиденным нами солнечным и спокойным — полотно практически черное. Лишь нижняя часть отличается оттенком, но это не меняет положения дел: она наполнена безобразными демонами.
Вместе с тем, у Иеронима и Эгидия, несмотря на очевидное преимущество — на этих полотнах день — далеко не все гладко. Первый: истощен постоянной аскезой — не погрязнуть в отчаянии ему помогает только распятие. Эгидий же и вовсе — со стрелой в груди. По легенде, он заслонил собой свою вечную спутницу-олениху, когда её пытались убить охотники-вестготы.
Здесь все изображённые, без сомнения, относятся к праведникам. Но есть у Босха и такая работа, где праведного и грешного поровну. Им посвящены две первые и две вторые створки нетрадиционного для Босха полиптиха. Поэтому, кстати, работу иногда называют «Блаженные и проклятые».
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_11.jpg)
Картины именуются в соответствии с библейскими сюжетами — о Земном рае, Восхождении в эмпирей, Падении грешников, Аде. Отсюда и другое имя цикла — «Видения загробного мира». Узнают его (цикл) по «Восхождению в эмпирей». Картина, на которой ангелы-хранители выводят души праведников к вечности, приобрела наибольшую известность.
![](/uploads/img/2018/2021/1/27/bosh_12.jpg)
И ещё одна нерасшифрованная загадка Иеронима Босха. Есть предположение, что на самом деле этот полиптих состоял из пяти створок — центральная была утеряна. Соответственно с этим исследователи считают, что работа называлась «Страшный суд». Но и это только версия, коих о живописце известно множество.