«Королева русского романса», «Несравненная», «чайка русской эстрады» — так современники называли Анастасию Дмитриевну Вяльцеву.
На заре своей карьеры Анастасия была статисткой в киевской балетной труппе С. С. Ленчевского. Затем выступала московском «Аквариуме» и труппе С. А. Пальма (сначала в Москве, а после и в Петербурге).
А. Вяльцева в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции, начало 1910-х годов. Фото: собрание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства
Большую роль в карьере артистки сыграл Я. В. Щукин — создатель и директор московского театра «Эрмитаж». Там её выступления неизменно сопровождались успехом.
Будущая исполнительница романсов родилась 1 (13) марта 1871 года в рабочем селе Алтухово (сейчас — Навлинский район). В этом году отмечается 150-летний юбилей со дня ее рождения. Именно поэтому мы предлагаем вам вспомнить некоторые моменты из жизни самобытной певицы.
Крестьянское происхождение
Как-то одна дама восхитилась точеностью рук певицы.
Около 1902 года
Вяльцева же с комплиментом была не согласна:
«Нет, княгиня. Эти руки принадлежат простой крестьянке Орловской губернии. Много и очень много поработано этими руками по крестьянству. Ухаживали они и за скотом, пололи в огороде. Жали хлеб и чего только не делали».
Карьера
Начинала Несравненная с незаметных ролей на подмостках киевских варьете и опереточных театров. Между тем, сама Анастасия отзывалась об этом так:
«Завоевывать жизнь мне не пришлось… Я родилась под счастливой звездой, и сценическая карьера моя была необыкновенно удачна. Все, к чему я стремилась — шло мне с первых же шагов навстречу… Начну по порядку. Тринадцатилетней девочкой я была уже на сцене; в Киеве изображала в оперетке травести. У меня было хорошенькое личико, и покойный Сетов сразу же положил мне 35 рублей в месяц».
Дебют
Роль Кати в оперетте «Цыганские песни в лицах» можно считать счастливым дебютом артистки. После этого о Вяльцевой заговорили, ей стали предлагать ведущие роли.
Афиша об участии А. Д. Вяльцевой в оперетте Эрве «Малабарская вдова». Фото: из коллекции Н. Зайцева, 1909 год
Сама Анастасия так писала о своем дебюте:
«Мне дают роль Кати в «Цыганских песнях в лицах», и я выступаю вместе со знаменитой Раисовой и знаменитым Давыдовым. Признаться, я немножко оробела при мысли, что конкурирую с такими любимцами публики. Но вера в свою счастливую звезду меня поддержала, и, действительно, я выдержала экзамен. Раздались аплодисменты, крики: «бис!», — полетели на сцену студенческие фуражки».
Признание в Москве
Выступать в Москве певицу пригласил известный антрепренер Я. В. Щукин. О дебюте в его театре» Эрмитаж» Вяльцева волновалась, но напрасно — он прошёл успешно.
1903 г., фотоателье «А. Ренцъ и Ф. Шрадеръ»
Считается, что с этого момента началась слава Анастасии. Недаром, даря антрепренеру свой портрет, она писала:
«Примите, Яков Васильевич, этот портрет на память и в знак благодарности за то, что Вы первым поняли, что во мне таилось что-то, Богом мне данное, и отнеслись ко мне бережно и честно. В Вашем театре и под Вашей антрепризой я нашла мою настоящую славу, за что приношу Вам сердечное спасибо».
Отношение к публике
Случалось, что Вяльцевой приходилось исполнять, помимо программы, дополнительные песни. Так, на одном из концертов в Петербурге она 52 раза спела на бис. Мнение об этом у Анастасии было такое:
«Меня создала, воспитала и мною руководит сама публика. Очень часто бывает, что эта публика заставляет меня повторять изо дня в день одни и те же излюбленные ею романсы, не желая понять, что я не могу одно и то же много раз петь с одинаковым жаром и чувством, что во мне самой от повторения того же притупляется нервный подъем, пропадает острота впечатлений. Я пою и чувствую, что этот романс мне уже надоел, что я его уже пою по привычке, механически, не волнуясь, я чувствую, что и публика не испытывает нервного возбуждения, но я не могу отказать в праве выбора моим слушателям и подчиняюсь их желанию».
Отношение к детям
Еще Неподражаемой очень нравилось общение с детьми. Она дружила с детьми многих знакомых, брала их с собой на репетиции, дарила сладости и игрушки.
1910 год
Певица воспитывала Женю Ковшарова — младенцем она обнаружила его в корзине с подаренными после концерта цветами. Сама Анастасия говорила:
«Я страшно люблю детей, и моей всегдашней мечтой было иметь подле себя ребятишек».
Достоинство артиста
Вяльцева гордилась тем, что была русской артисткой, и требовала от других уважения к достоинству артиста. Так, однажды баронесса Е. П. Мейендорф пригласила ее на благотворительный ужин. В тот вечер Анастасия много пела. На следующий день посыльный принес ей деньги — возвращая их, певица писала:
«… Прошу меня простить, но я этому поверить не могла. Я не могу допустить, чтобы Вы, Елена Павловна, захотели меня обидеть. Я этого не заслужила».
Любовь
Говорят, что личная жизнь у певицы не сложилась — хотя она и побывала замужем (за полковником В. В. Бискупским).
Портрет с открытки
От нее можно было услышать:
«Я ужасно завистлива, когда вижу проявление сильной любви».
Отношение к завистникам
У любого таланта есть как почитатели, так и критики и даже завистники — Вяльцева не стала исключением. Сама певица относилась к сплетням о себе очень достойно:
«Мне ужасно не хочется рассказывать про то море интриг, в которое мне пришлось окунуться с первым аплодисментом, тот змеиный шип сплетен, уколы самолюбию, которыми сопровождались мои сценические шаги. Зачем вспоминать старое? Одно скажу: меня это не только не огорчало, а веселило. Даже в моменты особенно острых обид мне было не больно, а смешно».
Источник: материалы книги С. П. Кизимовой «Чайка русской эстрады»
Мой Брянск
info@mybryansk.ru
Мой Брянск
124
26
124
26
2021
Екатерина Саврухина
Екатерина Саврухина
Люди
ru-RU
Мой Брянск
info@mybryansk.ru
Мой Брянск
124
26
124
26
1366
768
true
1366
768
true
Мой Брянск
info@mybryansk.ru
Мой Брянск
124
26
124
26
Екатерина Саврухина
О жизни Анастасии Вяльцевой в её цитатах
В марте отмечается 150-летие со дня рождения певицы.
«Королева русского романса», «Несравненная», «чайка русской эстрады» — так современники называли Анастасию Дмитриевну Вяльцеву.
На заре своей карьеры Анастасия была статисткой в киевской балетной труппе С. С. Ленчевского. Затем выступала московском «Аквариуме» и труппе С. А. Пальма (сначала в Москве, а после и в Петербурге).
Большую роль в карьере артистки сыграл Я. В. Щукин — создатель и директор московского театра «Эрмитаж». Там её выступления неизменно сопровождались успехом.
Будущая исполнительница романсов родилась 1 (13) марта 1871 года в рабочем селе Алтухово (сейчас — Навлинский район). В этом году отмечается 150-летний юбилей со дня ее рождения. Именно поэтому мы предлагаем вам вспомнить некоторые моменты из жизни самобытной певицы.
Крестьянское происхождение
Как-то одна дама восхитилась точеностью рук певицы.
Вяльцева же с комплиментом была не согласна:
«Нет, княгиня. Эти руки принадлежат простой крестьянке Орловской губернии. Много и очень много поработано этими руками по крестьянству. Ухаживали они и за скотом, пололи в огороде. Жали хлеб и чего только не делали».
Карьера
Начинала Несравненная с незаметных ролей на подмостках киевских варьете и опереточных театров. Между тем, сама Анастасия отзывалась об этом так:
«Завоевывать жизнь мне не пришлось… Я родилась под счастливой звездой, и сценическая карьера моя была необыкновенно удачна. Все, к чему я стремилась — шло мне с первых же шагов навстречу… Начну по порядку. Тринадцатилетней девочкой я была уже на сцене; в Киеве изображала в оперетке травести. У меня было хорошенькое личико, и покойный Сетов сразу же положил мне 35 рублей в месяц».
Дебют
Роль Кати в оперетте «Цыганские песни в лицах» можно считать счастливым дебютом артистки. После этого о Вяльцевой заговорили, ей стали предлагать ведущие роли.
Сама Анастасия так писала о своем дебюте:
«Мне дают роль Кати в „Цыганских песнях в лицах“, и я выступаю вместе со знаменитой Раисовой и знаменитым Давыдовым. Признаться, я немножко оробела при мысли, что конкурирую с такими любимцами публики. Но вера в свою счастливую звезду меня поддержала, и, действительно, я выдержала экзамен. Раздались аплодисменты, крики: „бис!“, — полетели на сцену студенческие фуражки».
Признание в Москве
Выступать в Москве певицу пригласил известный антрепренер Я. В. Щукин. О дебюте в его театре» Эрмитаж» Вяльцева волновалась, но напрасно — он прошёл успешно.
Считается, что с этого момента началась слава Анастасии. Недаром, даря антрепренеру свой портрет, она писала:
«Примите, Яков Васильевич, этот портрет на память и в знак благодарности за то, что Вы первым поняли, что во мне таилось что-то, Богом мне данное, и отнеслись ко мне бережно и честно. В Вашем театре и под Вашей антрепризой я нашла мою настоящую славу, за что приношу Вам сердечное спасибо».
Отношение к публике
Случалось, что Вяльцевой приходилось исполнять, помимо программы, дополнительные песни. Так, на одном из концертов в Петербурге она 52 раза спела на бис. Мнение об этом у Анастасии было такое:
«Меня создала, воспитала и мною руководит сама публика. Очень часто бывает, что эта публика заставляет меня повторять изо дня в день одни и те же излюбленные ею романсы, не желая понять, что я не могу одно и то же много раз петь с одинаковым жаром и чувством, что во мне самой от повторения того же притупляется нервный подъем, пропадает острота впечатлений. Я пою и чувствую, что этот романс мне уже надоел, что я его уже пою по привычке, механически, не волнуясь, я чувствую, что и публика не испытывает нервного возбуждения, но я не могу отказать в праве выбора моим слушателям и подчиняюсь их желанию».
Отношение к детям
Еще Неподражаемой очень нравилось общение с детьми. Она дружила с детьми многих знакомых, брала их с собой на репетиции, дарила сладости и игрушки.
Певица воспитывала Женю Ковшарова — младенцем она обнаружила его в корзине с подаренными после концерта цветами. Сама Анастасия говорила:
«Я страшно люблю детей, и моей всегдашней мечтой было иметь подле себя ребятишек».
Достоинство артиста
Вяльцева гордилась тем, что была русской артисткой, и требовала от других уважения к достоинству артиста. Так, однажды баронесса Е. П. Мейендорф пригласила ее на благотворительный ужин. В тот вечер Анастасия много пела. На следующий день посыльный принес ей деньги — возвращая их, певица писала:
«… Прошу меня простить, но я этому поверить не могла. Я не могу допустить, чтобы Вы, Елена Павловна, захотели меня обидеть. Я этого не заслужила».
Любовь
Говорят, что личная жизнь у певицы не сложилась — хотя она и побывала замужем (за полковником В. В. Бискупским).
От нее можно было услышать:
«Я ужасно завистлива, когда вижу проявление сильной любви».
Отношение к завистникам
У любого таланта есть как почитатели, так и критики и даже завистники — Вяльцева не стала исключением. Сама певица относилась к сплетням о себе очень достойно:
«Мне ужасно не хочется рассказывать про то море интриг, в которое мне пришлось окунуться с первым аплодисментом, тот змеиный шип сплетен, уколы самолюбию, которыми сопровождались мои сценические шаги. Зачем вспоминать старое? Одно скажу: меня это не только не огорчало, а веселило. Даже в моменты особенно острых обид мне было не больно, а смешно».
Источник: материалы книги С. П. Кизимовой «Чайка русской эстрады»