О жизни Анастасии Вяльцевой в её цитатах

В марте отмечается 150-летие со дня рождения певицы.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Люди

«Королева русского романса», «Несравненная», «чайка русской эстрады» — так современники называли Анастасию Дмитриевну Вяльцеву.

На заре своей карьеры Анастасия была статисткой в киевской балетной труппе С. С. Ленчевского. Затем выступала московском «Аквариуме» и труппе С. А. Пальма (сначала в Москве, а после и в Петербурге).

А. Вяльцева в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции, начало 1910-х годов. Фото: собрание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства

Большую роль в карьере артистки сыграл Я. В. Щукин — создатель и директор московского театра «Эрмитаж». Там её выступления неизменно сопровождались успехом.

Будущая исполнительница романсов родилась 1 (13) марта 1871 года в рабочем селе Алтухово (сейчас — Навлинский район). В этом году отмечается 150-летний юбилей со дня ее рождения. Именно поэтому мы предлагаем вам вспомнить некоторые моменты из жизни самобытной певицы.

Крестьянское происхождение

Как-то одна дама восхитилась точеностью рук певицы.

Около 1902 года

Вяльцева же с комплиментом была не согласна:

«Нет, княгиня. Эти руки принадлежат простой крестьянке Орловской губернии. Много и очень много поработано этими руками по крестьянству. Ухаживали они и за скотом, пололи в огороде. Жали хлеб и чего только не делали».

Карьера

Начинала Несравненная с незаметных ролей на подмостках киевских варьете и опереточных театров. Между тем, сама Анастасия отзывалась об этом так:

«Завоевывать жизнь мне не пришлось… Я родилась под счастливой звездой, и сценическая карьера моя была необыкновенно удачна. Все, к чему я стремилась — шло мне с первых же шагов навстречу… Начну по порядку. Тринадцатилетней девочкой я была уже на сцене; в Киеве изображала в оперетке травести. У меня было хорошенькое личико, и покойный Сетов сразу же положил мне 35 рублей в месяц».

Дебют

Роль Кати в оперетте «Цыганские песни в лицах» можно считать счастливым дебютом артистки. После этого о Вяльцевой заговорили, ей стали предлагать ведущие роли.

Афиша об участии А. Д. Вяльцевой в оперетте Эрве «Малабарская вдова». Фото: из коллекции Н. Зайцева, 1909 год

Сама Анастасия так писала о своем дебюте:

«Мне дают роль Кати в „Цыганских песнях в лицах“, и я выступаю вместе со знаменитой Раисовой и знаменитым Давыдовым. Признаться, я немножко оробела при мысли, что конкурирую с такими любимцами публики. Но вера в свою счастливую звезду меня поддержала, и, действительно, я выдержала экзамен. Раздались аплодисменты, крики: „бис!“, — полетели на сцену студенческие фуражки».

Признание в Москве

Выступать в Москве певицу пригласил известный антрепренер Я. В. Щукин. О дебюте в его театре» Эрмитаж» Вяльцева волновалась, но напрасно — он прошёл успешно.

1903 г., фотоателье «А. Ренцъ и Ф. Шрадеръ»

Считается, что с этого момента началась слава Анастасии. Недаром, даря антрепренеру свой портрет, она писала:

«Примите, Яков Васильевич, этот портрет на память и в знак благодарности за то, что Вы первым поняли, что во мне таилось что-то, Богом мне данное, и отнеслись ко мне бережно и честно. В Вашем театре и под Вашей антрепризой я нашла мою настоящую славу, за что приношу Вам сердечное спасибо».

Отношение к публике

Случалось, что Вяльцевой приходилось исполнять, помимо программы, дополнительные песни. Так, на одном из концертов в Петербурге она 52 раза спела на бис. Мнение об этом у Анастасии было такое:

«Меня создала, воспитала и мною руководит сама публика. Очень часто бывает, что эта публика заставляет меня повторять изо дня в день одни и те же излюбленные ею романсы, не желая понять, что я не могу одно и то же много раз петь с одинаковым жаром и чувством, что во мне самой от повторения того же притупляется нервный подъем, пропадает острота впечатлений. Я пою и чувствую, что этот романс мне уже надоел, что я его уже пою по привычке, механически, не волнуясь, я чувствую, что и публика не испытывает нервного возбуждения, но я не могу отказать в праве выбора моим слушателям и подчиняюсь их желанию».

Отношение к детям

Еще Неподражаемой очень нравилось общение с детьми. Она дружила с детьми многих знакомых, брала их с собой на репетиции, дарила сладости и игрушки.

1910 год

Певица воспитывала Женю Ковшарова — младенцем она обнаружила его в корзине с подаренными после концерта цветами. Сама Анастасия говорила:

«Я страшно люблю детей, и моей всегдашней мечтой было иметь подле себя ребятишек».

Достоинство артиста

Вяльцева гордилась тем, что была русской артисткой, и требовала от других уважения к достоинству артиста. Так, однажды баронесса Е. П. Мейендорф пригласила ее на благотворительный ужин. В тот вечер Анастасия много пела. На следующий день посыльный принес ей деньги — возвращая их, певица писала:

«… Прошу меня простить, но я этому поверить не могла. Я не могу допустить, чтобы Вы, Елена Павловна, захотели меня обидеть. Я этого не заслужила».

Любовь

Говорят, что личная жизнь у певицы не сложилась — хотя она и побывала замужем (за полковником В. В. Бискупским).

Портрет с открытки

От нее можно было услышать:

«Я ужасно завистлива, когда вижу проявление сильной любви».

Отношение к завистникам

У любого таланта есть как почитатели, так и критики и даже завистники — Вяльцева не стала исключением. Сама певица относилась к сплетням о себе очень достойно:

«Мне ужасно не хочется рассказывать про то море интриг, в которое мне пришлось окунуться с первым аплодисментом, тот змеиный шип сплетен, уколы самолюбию, которыми сопровождались мои сценические шаги. Зачем вспоминать старое? Одно скажу: меня это не только не огорчало, а веселило. Даже в моменты особенно острых обид мне было не больно, а смешно».

Источник: материалы книги С. П. Кизимовой «Чайка русской эстрады»