Некоронавирусные (почти!): семь любимых масок венецианцев

Главный карнавальный аксессуар.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Мода и стиль

Традиции маскарада корнями уходят во времена Древнего Рима — тогда такие праздники устраивали каждый год в честь бога земледелия Сатурна. В эти дни раб и повелитель могли сидеть за одним столом, а маски позволяли делать это без лишних проблем.

Маска "Венецианская дама"

Венецианский карнавал тоже связывают с языческим прошлым. Считается, что само слово «карнавал» произошло от латинского «carrus navalis» — «праздничная колесница», «корабль праздничных процессий». Так называли ритуальную повозку-корабль, на которой европейцы еще в бронзовом веке возили идолов плодородия.

Маска "Капитан"

Есть и другая версия. По ней «карнавал» пошло от «carnis laxatio» — в переводе «прощай, мясо». То есть этот праздник связывался с Великим Постом перед Пасхой. В пользу этого есть и фактическое подтверждение: в 1296 году венецианский Сенат сделал праздничным последний день перед Великим Постом.

Маска "Венецианская дама"

Сегодня же — не столь важно, какой теории относительно происхождения карнавальных традиций вы придерживаетесь. Мы не будем сильно углубляться в историю — а просто покажем вам шесть масок, любимых всеми венецианцев. Воочию их можно увидеть в городском выставочном зале по Гагарина — экспозиция работает до 8 августа.

«Баута»

Слева - маска "Баута"

Название маски итал. Bauta означает выдуманное чудовище — у нас она могла бы называться «букой» или «бякой».

Но, несмотря на такое имя, эта маска по душе всякому венецианцу — от патриций до простолюдинов. Не последнюю роль играет её практическое удобство. Маска сделана так, чтобы можно было лакомиться любимыми деликатесами, не снимая ее.

Слева - "Баута"

Еще одна ее привлекательная особенность — простота и скромность дизайна. Сейчас, когда весь мир стремится к минимализму, она точно достойна популярности.

«Венецианская дама»

Такую маску носила титулованная дама времен Тициана и Чинквеченто. Струящееся платье, обилие драгоценных камней, сложная прическа и — змейки лент: на них держалась маска.

Кстати, еще маску можно было и держать за ручку — она крепилась на подбородке.

«Доктор чумы»

Сценарий появления этой маски заставляет вспомнить пандемию COVID-19. Изначально она задумывалась как средство защиты в эпидемию чумы. Ее автор — французский врач Шарль де Лорме.

В длинный, подобный клюву, нос закладывали дезинфицирующие соли и выделяющие аромамасла растения (можжевельник, розмарин, чеснок).

Маска слева - "Доктор чумы"

Появление человека в такой маске в Средневековье было равносильно приходу смерти. Именно поэтому впоследствии она стала одной из любимых на венецианском карнавале: высмеивание — один из способов справиться с тяжёлыми воспоминаниями.

«Вольто»

Эту маску еще называют — «Гражданин».

Первоначально это была маска белого или золотого цвета, повторяющая овал лица. Украшений не было — они появятся впоследствии. Неброская, даже нейтральная — за это она приглянулась простым горожанам.

Крепилась она по типу «Венецианской дамы».

«Джокер»

По другому — Дурак, Буффон, Нарр, Жуглар.

Образ Джокера — веселого обманщика — встречается во многих культурах. Он мог быть богом, придворным шутом или нищим в рубище. А еще он мог пошутить над любым придворным и даже королем, оставшись безнаказанным. Дело в том, что Джокер считался символическим братом-близнецом правителя, который мог сказать то, о чем боялись думать самые могущественные люди.

На голове у Джокера головной убор с бубенчиками на концах — символические хвост и уши осла (традиционная черта внешнего облика шута). Дополняет его узорчатый костюм и поддельный скипетр (иначе — баубле, маротте).

«Коломбина»

Сначала маска была частью образа Коломбины в комедии дель арте. Согласно легенде, эта женщина была настолько красива, что не могла и не хотела скрывать свою красоту. Поэтому маска закрывала лишь часть лица.

Именно открытые губы сделали маску популярной — в ней было удобно есть и целоваться. Часто ее украшали перьями, хрусталем и, конечно же, драгоценными металлами.

«Моретта»

А эту маску отличает уже способ ее крепления — у нее нет ни лент, ни ручки. Она крепилась при помощи штырька — его владелица держала губами. Кстати, поэтому же у маски не было рта — только глаза.

Крайняя слева - "Моретта"

Название маски очень говорящее — в переводе оно значит «немая служанка». Считается, что венецианские «казановы» ценили в женщинах молчаливость — это делало ее загадочной. Хотя это и неисконно венецианская маска — в Венецию она пришла из Франции.

По ещё одной версии название произошло от слова «мавр», что в переводе с итальянского значит «чёрный». Маска действительно изготовлялась из черного бархата без украшений. Редко контуры глаз могли быть обозначены кружевной лентой.

Маска "Джокер"

P. S. Кстати, сейчас организаторы экспозиции разыгрывают настоящую венецианскую маску — условия смотрите здесь. А еще сейчас в выставочном зале проходят мастер-классы по росписи масок — подробнее здесь.