«Основным видом городского транспорта считать трамвай. Одновременно предусмотреть развитие автобусного сообщения», — следует из генплана Брянска, утвержденного в августе 1946 года. Вспомнила о том, как в нашем городе могло появиться трамвайное сообщение, известный краевед Евгения Семеновна Ильченко.
Эта история началась со строительства мостов через Верхний и Нижний Судки — сначала они, кстати, были деревянными. Над проектом переправ работали начальник облотдела по делам архитектуры Э. С. Кондира и главный городской архитектор Б. П. Шавырин. Мосты возвели в начале 1946 года — именно это обстоятельство позволило начать думать об эффективном транспортном сообщении.
Деревянный мост через Верхний Судок, 1950 год. Фото: из коллекции Исайчикова
В книге «Краткий очерк о прошлом и настоящем старейшего русского города Брянска» В. К. Соколова и Б. П. Шавырина даже есть такой отрывок:
В трамвае окна открыты. Ветер уносит жару начинающегося дня. Молодая зелень вновь посаженных на дамбе деревьев уже даёт тень. Сама дамба другая — она стала вдвое шире. Трамвай делает крутой поворот и начинает плавно подниматься на гору по Некрасовской улице. В белой пене цветущих садов уютно стоят опрятные дома… Пропускаем мимо себя трамвай, который, пролетев через мост на Нижнем Судке, скрылся за поворотом на Красноармейской улице. Вглядевшись в даль Заречья, видим яркие пятна трамваев, скользящих по дамбе на Брянск-II.
Проектное задание по созданию трамвая от института «Дортранспроект» облисполком рассмотрел еще в декабре 1945 года — местные власти направили запрос на выделение млн рублей на будущее строительство.
Верхний Судок и Покровская гора, вторая половина 1950-х годов. Фото: из архива Каблучко
Трамвайные пути должны были бы проходить:
От вокзала Брянск-1 через Октябрьский мост(кстати, Октябрьский железобетонный мост был открыт только 7 ноября 1960 г.) и дамбу «Первого мая» по косогору на ул. Фокина (сегодня -пр. Ленина), через центр на Красноармейскую улицу через Фокинский мост по дамбе к Брянску-2 и по путепроводу до мясокомбината.
При этом, значительную часть дороги планировалось сделать двухпутной — дамбу, участок по улицам Фокина и Красноармейской до госпиталя. Разработчиков не смутили ни деревянные мосты, ни узкие улицы, ни большие перепады высот по предполагаемому маршруту.
Вид на дамбу через Верхний Судок, первая половина 60-х годов. Фото: из коллекции В.Н. Городкова
Мост через Нижний Судок, около 1960 года
Видимо, «Дортранспроект» имел достаточный опыт проектирования трамвайных путей в городах с подобным рельефом (например, в Киеве или Владивостоке).
Должно было появиться трамвайное депо на 32 машины. Но проект по каким-то причинам приостановили. Прошло около десяти лет — и в 1957 году на окраине Советского района (сейчас — это депо № 1 на Станке Димитрова) началось строительство троллейбусного депо, рассчитанного уже на 50 машин. Подробнее о создании троллейбусного сообщения в городе можно прочитать в нашем материале.
Вид на место бывшего деревянного Октябрьского моста у вокзала, 1960-е годы
А уже через несколько лет «Брянский рабочий» писал:
Вчера во второй половине дня началось регулярное движение на первой троллейбусной линии в Брянске… Одна за другой из депо выходят желто-зеленые машины. На них номера: 01, 02, 03, 04, 05. На каждой табличка с обозначением маршрута: «Троллейбусное депо — вокзал Брянск I». Бесшумно скользя по асфальту, машины выходят на Красноармейскую и устремляются вперед. Первые остановки. Они многолюдны.
Вид на дамбу Нижнего Судка незадолго до ее открытия, осень 1961
Фото: краеведческая группа VK «Брянск глазами разных поколений»
Мой Брянск
info@mybryansk.ru
Мой Брянск
124
26
124
26
2022
Екатерина Саврухина
Екатерина Саврухина
Авто
ru-RU
Мой Брянск
info@mybryansk.ru
Мой Брянск
124
26
124
26
1366
768
true
1366
768
true
Мой Брянск
info@mybryansk.ru
Мой Брянск
124
26
124
26
Екатерина Саврухина
«Основным видом городского транспорта считать трамвай»: неосуществленный брянский проект
А вы знали, что в нашем городе могло появиться трамвайное сообщение - еще и при деревянных мостах?
«Основным видом городского транспорта считать трамвай. Одновременно предусмотреть развитие автобусного сообщения», — следует из генплана Брянска, утвержденного в августе 1946 года. Вспомнила о том, как в нашем городе могло появиться трамвайное сообщение, известный краевед Евгения Семеновна Ильченко.
Эта история началась со строительства мостов через Верхний и Нижний Судки — сначала они, кстати, были деревянными. Над проектом переправ работали начальник облотдела по делам архитектуры Э. С. Кондира и главный городской архитектор Б. П. Шавырин. Мосты возвели в начале 1946 года — именно это обстоятельство позволило начать думать об эффективном транспортном сообщении.
В книге «Краткий очерк о прошлом и настоящем старейшего русского города Брянска» В. К. Соколова и Б. П. Шавырина даже есть такой отрывок:
В трамвае окна открыты. Ветер уносит жару начинающегося дня. Молодая зелень вновь посаженных на дамбе деревьев уже даёт тень. Сама дамба другая — она стала вдвое шире. Трамвай делает крутой поворот и начинает плавно подниматься на гору по Некрасовской улице. В белой пене цветущих садов уютно стоят опрятные дома… Пропускаем мимо себя трамвай, который, пролетев через мост на Нижнем Судке, скрылся за поворотом на Красноармейской улице. Вглядевшись в даль Заречья, видим яркие пятна трамваев, скользящих по дамбе на Брянск-II.
Проектное задание по созданию трамвая от института «Дортранспроект» облисполком рассмотрел еще в декабре 1945 года — местные власти направили запрос на выделение млн рублей на будущее строительство.
Трамвайные пути должны были бы проходить:
От вокзала Брянск-1 через Октябрьский мост(кстати, Октябрьский железобетонный мост был открыт только 7 ноября 1960 г.) и дамбу „Первого мая“ по косогору на ул. Фокина (сегодня -пр. Ленина), через центр на Красноармейскую улицу через Фокинский мост по дамбе к Брянску-2 и по путепроводу до мясокомбината.
При этом, значительную часть дороги планировалось сделать двухпутной — дамбу, участок по улицам Фокина и Красноармейской до госпиталя. Разработчиков не смутили ни деревянные мосты, ни узкие улицы, ни большие перепады высот по предполагаемому маршруту.
Видимо, „Дортранспроект“ имел достаточный опыт проектирования трамвайных путей в городах с подобным рельефом (например, в Киеве или Владивостоке).
Должно было появиться трамвайное депо на 32 машины. Но проект по каким-то причинам приостановили. Прошло около десяти лет — и в 1957 году на окраине Советского района (сейчас — это депо № 1 на Станке Димитрова) началось строительство троллейбусного депо, рассчитанного уже на 50 машин. Подробнее о создании троллейбусного сообщения в городе можно прочитать в нашем материале.
А уже через несколько лет «Брянский рабочий» писал:
Вчера во второй половине дня началось регулярное движение на первой троллейбусной линии в Брянске… Одна за другой из депо выходят желто-зеленые машины. На них номера: 01, 02, 03, 04, 05. На каждой табличка с обозначением маршрута: „Троллейбусное депо — вокзал Брянск I“. Бесшумно скользя по асфальту, машины выходят на Красноармейскую и устремляются вперед. Первые остановки. Они многолюдны.