Три версии: где в Брянске останавливался император Александр I?

Разбираемся в краеведческих загадках и неточностях.
Автор: Екатерина Саврухина, Редактор
Места

В брянском краеведении остается немало пробелов и темных мест — значительная часть информации не может считаться фактом, поскольку до конца не исследована, не опирается на достоверные первоисточники. Одним из таких вопросов является так называемая «загадка императорской квартиры» — дома, в котором останавливался Александр I во время его приезда в Брянск (в сентябре 1823 года).

Все исследователи сходились во мнении, что Александр ночевал в неком «бабаевском доме». А дальше — начинались расхождения: одни — останавливали императора на Большой Московской (сегодня — Калинина), другие — на Смоленской (сегодня — Бульвар Гагарина). Анализ этих версий провела брянский краевед Евгения Семеновна Ильченко — она объяснила, какие из них могут быть наиболее и наименее вероятными.

Версия 1: остановимся на Московской?

По первой из версии из книги «Новый и старый Брянск» Ю. Соловьева и Н. Ребровой царский маршрут складывался следующим образом. 8 сентября 1823 года император со свитой переправился через Десну на пароме. Прибыв в Брянск, Александр I в. сопровождении городничего О. Г. Бруннера посетил Успенскую (Нижне-Никольскую) церковь — она стояла на пересечении Большой Московской и Успенской улиц (сейчас это улицы Калинина и Урицкого).

Слева - Успенская церковь

Касательно церкви, кстати, тоже есть расхождения. По версии брянского историка В. Алексеева, император побывал в церкви Рождества Христова на Рождественской горе. Той самой, которую купец Некрасов построил в память победы над Наполеоном (вместо прежней, сгоревшей в 1762 году).

Вдали (в правом верхнем углу) виднеется церковь Рождества Христова

Далее император Александр отправился располагаться на ночлег в дом брянского городского главы Афанасия Алексеевича Бабаева. По мнению авторов книги (Ю. Соловьева и Н. Ребровой) этот дом (сейчас под номером 111) находился на углу современных улиц Калинина и Горького.

Здесь собственно и начинается самое интересное. По документам (на это указывает Евгения Семеновна), дом значится под следующим описанием: «Торговый дом Е. П. Бабаевой — ул. Калинина,111. Время постройки:1-я треть — кон. ХIХ в., 1879 г.». Из этого следует, что император Александр не мог останавливаться в нем — дома тогда не существовало. К тому же, он не принадлежал городскому главе.

Версия 2: остановимся на Смоленской?

Другую версию императорской квартиры предложила автор книги «Писатель Леонид Добычин и Брянск», исследовательница творчества Добычина — Э. С. Голубева. Она указывает на дом по улице Смоленской (сейчас — Бульвар Гагарина), который купчиха Прасковья Фёдоровна Добычина сдавала «на постой». Он находился на месте бывшего Брянского княжества и ранее, по словам исследовательницы, принадлежал купцу А. Бабаеву.

Кроме этого, автор книги добавляет, что после смерти Прасковьи Фёдоровны в 1985 году дом выкупили под «Казенное управление по продаже питей» — это положило начало строительству винных складов в городе.

На маловероятность этой версии (по исследованию Евгении Семеновны) указывает несколько причин. Первое — это несоответствие темы ссылкам на архивные документы (указан почему-то фонд (215 в ЦАГ) документов Московского сиротского приюта).

Второе — это то, что фотография с казенным винным складом (возле современного сквера Карла Маркса) ошибочно предлагается в качестве «дома П. Ф. Добычиной. Ошибочно потому, что здание было выстроено заново — это видно из сохранившегося генплана о строительстве.

Наконец, в 1895 году в Брянске не могло существовать «Казенного управления по продаже питей» — «Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей» в России появился только в 1896 году. И только через год появится документ о «дальнейшем распространении» этой продажи. В Брянске же производство появится к 1901 году.

Версия 3: все-таки на Смоленской?

Есть и третья версия о том, где могла находиться так называемая «императорская квартира». Источником для нее Евгения Семеновна предлагает использовать газету «Брянский вестник» — а именно выпуск от 31 декабря 1895 года (12 января 1896 года — по новому стилю) № 60. В ней сообщается следующее:

В одной из Баженовских казарм, что на Смоленской улице, у выезда к Полевой церкви, есть доска со следующею надписью:
„1823-го года сентября 8-го дня дом этот осчастливлен был пребыванием Его Императорского Величества Государя Императора Александра Павловича, причем Его Императорскому Величеству благоугодно было дом этот назначить Императорской квартирой“.

Кстати, в газете указывается, что здесь же в июле 1837 года остановился и цесаревич Александр Николаевич.

Именно этот дом, согласно источнику, ранее принадлежал купцу Бабаеву. Впоследствии он был перестроен и стал частью казарм, где размещался 1-й батальон Каширского полка.

Жаль однако, что не сохранилось даже фотографий этого дома, и фасад теперешней казармы разумеется не дает никакого понятия об Императорской квартире, с балкона которой Царственные Гости выходили к народу, 
— написали в «Брянском вестнике».

По мнению Евгении Семеновны, бывшего городского главы Бабаева, ставший затем частью казарм, находится по современному адресу Бульвар Гагарина, 19 — сейчас здесь расположился городской выставочный зал. В 1970-е годы, указывает краевед, двухэтажный дом был надстроен.

Интересно узнать и про упомянутую «Полевую церковь». По словам Евгении Семеновны, это был деревянный Преображенский храм, находившийся на территории современного парка А. К. Толстого. «Полевым» он назывался неофициально — по имени Полевой площади, которой заканчивалась Смоленская улица.

А в память о пребывании императора купец Бабаев решил даже заменить обветшалый деревянный храм новым каменным — так появилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы.