От Соловьев к Свенскому: двое в лодке, не считая фотоаппарата
В Соловьях очень много удобных спусков к воде — их как только стало тепло облюбовали рыбаки. К одному из таких спусков — возле «лапландских» горок — мы и направлялись. Кстати, удочек и даже собаки у нас не было, зато — была лодка и фотоаппарат.
Вообще водный туризм наверное одно из перспективных направлений в регионе. Взглянуть хотя бы на географический атлас: область как будто изрисовали голубыми полосками. Десна, Болва, Судость, Ипуть, Снежеть, Снов, Нерусса, Навля, Ревна — это далеко не полный список брянских рек.
А уж если вспомнить, какие пейзажи их окружают. Там, на воде, не только привычные картины выглядят иначе, но открываются и скрытые, до этого совершенно неизвестные. Знали ли вы, например, про остров? Одна сторона его окружена заводью с десятками кувшинок и непрекращающимся кваканьем — вместе они создают волшебное (без преувеличения) впечатление. С противоположной же стороны, самый настоящий вход — это арка, получившаяся из переплетенных природой (не человеком) веток. Когда-то на острове был песчаный пляж — там удобно было отдыхать после плаванья — сейчас песка там почти не видно.
Собственно с него — острова, который, будучи детьми, можно было бы назвать «пиратским» — и стоит начать путешествие. «Маргарита» (это реальное название острова — наверное его автор был ценитель Булгакова) располагается справа от «Лапландии» — если смотреть в сторону Бежицы. Но плыть мы будем от него: к Голубому мосту, соловьевскому лугу, через поднимающиеся ветром волны у ж/д моста, возле домиков со старыми железными лодками, поворота к Снежке — примечательных мест будет много.
Первое из них показывается почти сразу, как отплываешь от острова — это срез леса вдоль лапландского склона. С воды он выглядит совсем иначе — твердо возвышаясь над окружающим миром. Пейзаж совсем как на Урале — с того самого фото домика на берегу реки окруженного лесистыми горами.
Здесь — уже виднеется Голубой мост. Совсем крошечный издали и густо окруженный деревьями, он как будто парит в воздухе, полностью оправдывая свое название. В начале прошлого века на его месте была деревянная переправа, которую разбирали каждую зиму. Потом на ее месте появился более крепкий потомок — из железа и бетона. Яркого цвета, с аккуратными фонарями — он стал настоящим символом рощи и лучшим местом, чтобы встречать рассветы и провожать закаты.
Вообще здесь, на соловьевской части Десны, каждый поворот головы сопровождается новым природным сюжетом. Здесь — свет упал на деревья и все это отразилось в воде, создав картину достойную импрессионистов. Там — чайка, сидит на ветке в окружении кувшинок, а только подплываешь и ее — уже нет. Но остаются другие, не менее обязательные герои — дикие утки. В одиночку или целыми семьями они плавают в зарослях кустарника, обрамляющего берега реки.
Незаметно мы приблизились к Октябрьскому мосту, по одну сторону которого — пляж со спасательным домиком, буйками и тихой водой, а по другую — бурное течение и поднимающиеся ветром волны. Это место — своего рода разделительная полоса, отделяющая соловьевскую тишь от настоящего сплава.
Неслучайно именно там нам встретилась группа байдарочников — они плыли «до танка». А за ними — уже виднелся вдали понтонный мост. Он возник как-то совсем быстро и поэтому неожиданно. Русло под ним сузилось из-за строительства нового, течение стало прямо как у горной речки — проплыть против него на обратном пути в Соловьи мы не смогли.
Сразу за Набережной начинается Заречная улица — в старину Зарецкая слобода. Она сохранилась на брянских дореволюционных открытках — правда, по не очень счастливому случаю. В половодье эти места постоянно затапливало — например, на фотографии 1931 года видно дом, который ушел под воду по окна. Поэтому наверное совсем неудивительно, что у каждого дома и сейчас стоят лодки — в большинстве своем старые, но из металла.
Кстати, с Зарецкой слободы есть и другое интересное фото (1910-х годов). На нем пароход «Константин» у слободской пристани. А вообще пароходы по Десне стали ходили и ещё раньше. Так, в «Московских ведомостях» говорится о спущенных на воду судах местного помещика-промышленника — Мальцова (род Мальцовых сыграл видную роль в жизни области — они владели несколькими заводами, построили церковь в Дятьково, создали благотворительное общество). Судно (теперь уже теплоход) там до сих пор пришвартовано — правда, с другого берега и не подающий признаков жизни.
За Заречной есть поворот к Снежке, но мы, не смотря на всю его таинственную привлекательность, плывем вперед. Нам к Свенскому, поэтому тратить лишнее время нельзя.
И снова мосты — на этот раз даже два. Вот уж действительно: город мостов. Перед ними — небольшой островок, над которым летала стая белых птиц — чаек, создавая лирический контраст с именем моста.
Считается, что Черным его назвали, потому что в этих местах жили черные (черносошные) крестьяне — это те, которые не были лично зависимыми и несли «тягло» в пользу государства, а не помещика. Кстати, деревянный мост здесь появился как раз в 1860-е годы — время отмены крепостного права. А первый железобетонный — открыли к 1960-м. В 90-е он перестал действовать из-за аварийности.
Забавно плыть под мостом, по которому часто приходилось ходить и ездить. Слышать стук автомобильных колес, видеть останавливающихся у ограждения людей, проезжающих велосипедистов и даже стоящих там, наверху, рыбаков — они пытаются поймать окунька прямо с моста. Хотя вода, конечно, в этом месте, а точнее ее чистота — оставляет желать лучшего.
За этими размышлениями стали показываться крутые, как будто обрезанные ножом поперек, берега — мы у Андреевского луга. В последний день августа 1985 года там впервые возродилась историческая Свенская ярмарка. Сегодня это место было не таким шумным, но оттого не менее красивым — полностью в летней зелени и лучах предзакатного солнца. А храм — с реки он выглядит особенно символично: будто парит среди леса, окутанный золотистой дымкой.
Приплыли: минус 11 километров. «Остается только поблагодарить старушку Десну» — вроде бы так говорил герой самого известного путешествия по реке? Кстати, за удобный пляж у Свенского — отдельное спасибо.
Полный фоторепортаж — в нашей группе VK.