Первый музей леса в России: история резного терема в парке Толстого

Авторы идеи. Особенности архитектуры. Лесные экспозиции.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Места

В Брянске немало интересных в архитектурном смысле зданий, память о которых осталась только на фотографиях — в лучшем случае. Многие горожане попросту не застали их, а поэтому могут даже не знать ни местонахождение, ни внешний облик, ни историю этих строений.

Деревянный музей леса в парке имени А. К. Толстого в этом плане выделяется: он давно не существует, но память о нем осталась у многих брянцев. Именно поэтому мы решили поподробнее вспомнить историю этого удивительного резного терема.

Фото: Владимир Ющук (предоставлено Е. В. Ильченко)

Музей о флоре и фауне брянского леса открыли в январе 1989 года. Раньше на этом месте был деревянный летний театр, построенный в 1949 году по проекту А. А. Соломахина — его снесли. Проект необычного резного терема принадлежит «Брянскгражданпроекту»: идея и эскизы — В. Д. Ющука, чертежи — Э. А. Алиеву, инженером выступил В. С. Золотухин. Также над созданием музея работали художники А. Водянов, В. Орлов, Л. Старцев, а внутренние интерьеры оформили Т. Сенчук и А. Панченко.

Примечательно то, что музей стал первым в России специализированным учреждением, посвященным лесу. Правда, просуществовал он, к сожалению, сравнительно недолго: в марте 2009 года здание загорелось — от деревянных фасадов практически ничего не осталось (по одной из версий причной пожара стал поджог — ред.). Но память об облике здания сохранилась в фотографиях и работах современников.

Фото: © «Брянский Вестник»

Так, например, архитектор Г. Б. Павленко писал в «Брянском рабочем» (статья от 5 ноября 1989 года):

«Вход в музей украшают вырубленные из дуба скульптуры медведей (автор — В. Херувимов). Выступающая вперед часть крыши над средней частью сруба образует просторный объем навеса над террасой. В верхней ее части размещена резная деревянная эмблема с названием музея (автор — резчик по дереву А. Бодяков). Главный фасад украшают резные деревянные барельефы, изображающие зверей и птиц (автор — А. Бодяков)».

Фото предоставлено Е. В. Ильченко
Фото предоставлено Е. В. Ильченко

Также архитектор (тогда Павленко был главой областной организации Союза архитекторов) указал, что музей создавали, не стремясь соблюсти каноны русского зодчества — здание получилось очень выразительным и уникальным по своему стилю.

Фото: © «Брянский Вестник»

Неповторимым оно было и внутри. Сразу на входе посетители погружались в лесную атмосферу: их встречало пение птиц — дрозда, кукушки, синицы, дятла. Экспозиции были на самые разные темы — о краснокнижных растениях и животных, лесных питомниках, защищающих все эти богатства лесниках. Говоря о последних: на одном из стендов портреты А. В. Тюрина и В. П. Тимофеева — первых брянских лесничих. Они в 1910–1928 годах заложили опыты равномерно-постепенных рубок.

Но наверное самым интересным для посетителей был зал с диорамами «Времена года» — там брянский лес представал как живой: в белизне зимней шубы, шуме весенней капели, летнем жужжании шмеля и вальсе падающих листьев.

Общее число музейной коллекции — более 780 предметов, среди которых чучела животных, живописные картины, фотографии, карты и пр. Музей имел свой архив.

Фото: © «Брянский Вестник»
Фото: Владимир Ющук (предоставлено Е. В. Ильченко)

Что важно: через несколько лет после пожара объявили городской конкурс на создание эскизного проекта нового музея о брянском лесе. В нем участвовал заслуженный художник России, архитектор В. Ф. Сидоров. В своем проекте архитектор предложил объединить музей «Брянский лес» с литературным — на то время уже утраченным. По словам Валентина Федоровича, итоги конкурса не подводились.

Сейчас сам архитектор уже скончался, однако его эскизный проект сохранился — возможно когда-то он воплотится в жизнь. Но, а пока на месте музея леса разместился детский надувной городок.

За предоставленные материалы благодарим брянского краеведа Евгению Семёновну Ильченко, а также исторический портал «Брянский Вестник».

Фото: краеведческий портал «Брянский Вестник», Н. С. Романов, В. Д. Ющук