«Ляличи — главная страница моей жизни»
В июле началась консервация усадьбы графа Петра Васильевича Завадовского, которая имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Такого рода работы для нашего региона уникальны, к тому же, в планах на будущее — реставрация исторического комплекса. На данный момент завершили уже значительную часть работ, закончить, согласно паспорту объекта, должны к октябрю.
Все это время за ходом работ трепетно наблюдал один человек — Татьяна Арефина, ляличский библиотекарь. Она проводит экскурсии по графским развалинам, организует субботники на прилегающей территории и мечтает, что однажды усадьба вернет себе первозданный облик. По собственному признанию, Ляличи для Татьяны стали «главной страницей ее жизни» — она буквально «живет» ими.
Как зарождалась идея консервации, с какими сложностями реставраторы столкнулись в ходе работ и за что стоит полюбить Ляличи — обо всем этом Татьяна рассказала в интервью «Моему Брянску».
О любви к своей работе и уникальности Ляличей
... оказалось, что самый простой вопрос заставил меня очень сильно задуматься... Потом я выдохнула и вот! ... я МЕЧТАТЕЛЬ!!! Люблю Ляличи, люблю людей, и особенно сильно тех, кто любит мои Ляличи! Моя мечта в том, чтобы Ляличский усадебный комплекс сохранился нашим потомкам. Потому что эти уникальные постройки в стиле зрелого классицизма являются выдающимся произведением искусства конца 18 века. Они притягивают кроме меня к себе тысячи людей. Я работаю в Ляличской библиотеке и очень люблю общаться с людьми. Из окна я вижу, сколько машин за день подъезжает к церкви святой Екатерины — много. В диалогах очень часто слышу восторги и желание увидеть эту красоту в завершенности.
Чтобы создать такой шедевр, я считаю, нужно иметь кроме великого таланта, еще и великое любящее сердце. Именно такое сердце было у П. В. Завадовского — первого министра просвещения России, а также у великого зодчего России Джакомо Кваренги. Совершенство форм, размах замысла, гармония общего решения, высокое качество технического исполнения, мастерство строителей являются образцом для будущих поколений и приводят в восторг. Я с замиранием сердца, рассматривая всю усадьбу, наблюдаю то, как всё было правильно с точки зрения удобства расположения, и как решались инженерные вопросы с водоснабжением и отоплением — да много чего меня восхищает...
Я провожу экскурсии по усадьбе и вижу, что после них лица преображаются, и восторг от первого прикосновения взглядом к усадебному комплексу сменяется восхищением и осознанием того, что это ВСЁ оставлено НАМ и в наших силах, сохранить и приумножить!
Об организации субботников на усадьбе
Можно меня еще назвать волонтером. Я организую людей на субботники по уборке прилегающей территории, на дворцовой площади, в парке и около церкви. На протяжении нескольких лет мы с моими помощниками организуем такие вот санитарные дни. В них принимают участие и местные жители, и Суражская колония поселения, а так же студенты и просто легкие на подъем и интересные люди. Кстати, таких становится все больше.
Церковь и прихрамовую территорию приезжают убирать паломники. Я заметила, что с каждым годом количество людей, участвующих в наших санитарных днях увеличивается. Я готова расцеловать каждого от всего сердца!
О месте Ляличей в жизни Татьяны
Я живу Ляличами. Почему-то так получается, что я просыпаюсь и планирую свой день с учетом экскурсий, бесед с местными жителями о разных вехах, связанных с дворцом, церковью, парком. Когда кушаю за столом, то представляю себе посуду, из которой принимали пищу во дворце. Наверное, я слишком мечтательный человек, но мне это нравится.
Изучаю деятельность замечательных людей, которые приложили колоссальные усилия, чтобы сохранить, и дворец, и церковь, и парк, и озера. И все это в условиях атеизма и разных политических веяний. Я искренне восхищаюсь этими людьми. О них, о каждом — могу рассказывать часами. Книга Г. А. Пикиной «Ляличи. Усадьба Завадовского» — моя настольная книга. Мне все интересно: усадебный комплекс, люди, которые были его владельцами в разные эпохи.
И еще мне интересно, как сможем мы передать эту ценность нашим детям. С какой энергетикой? Очень хотелось, чтобы это была энергия созидания и сохранения, любви и искренней радости за то, что нам доверили такую миссию.
О том, кто инициировал консервацию памятника
Консервацию инициировало «Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области» во главе с Константином Волковым. Долгие годы искали пути решения вопроса: «Как сделать так, чтобы во благо?». Ведь главный принцип, как у врача — не навредить. Заявки подавались на эти работы каждый год. Но в нашей обширной стране очень много памятников и все они требуют внимания.
О жизни Ляличей в прежние годы и сейчас
Мои наблюдения показывают, что если в доме никто неживет, то дом очень быстро разрушается. Я имею в виду обычный дом. Считаю, что и с памятниками архитектуры так же... в нашем случае, когда во дворце была школа — он был живой, когда в церковь перенесли службы — она ожила. Когда озера почистили и сделали новую дамбу — они ожили и стали визитной карточкой Ляличей. Словом — куда внимание, туда и энергия.
Сейчас внимание увеличилось, и границы возможностей расширились. Сейчас уже приезжают люди, которые рассматривают Ляличи как объект для предпринимательской деятельности. И это просто прекрасно. Посидев в изоляции, люди из Москвы и Петербурга начали искать себе места для отдыха и развития здесь у нас, в глубинке.
О том, как продвигаются работы
Все по плану. Мне очень приятно следить за работами. Каждый день, что-нибудь новое вижу. Сердце ликует. В левом флигеле была стена, которая держалась на нескольких кирпичах. Я думала, что ее уже не спасти. А когда увидела, что строители ее восстановили и она сейчас в идеальном состоянии, то прыгала и радовалась как ребенок.
И в жару, и в дождь, и с комарами эти ребята работают. Вызывает уважение тот факт, что отношение очень серьезное. Был случай, что крышу на правом флигеле, сделали с небольшой погрешностью, и можно было оставить так, все равно ведь обещана уже реставрация... ан нет... приезжаю на следующий день — переделали!
Сложности, подводные камни, конечно же есть. Как без них! Но команда подобралась такая, что все решается четко и слаженно.
О возможности отреставрировать усадьбу
Реально ли когда-нибудь восстановить этот памятник? Все в этом мире возможно! Команда «Строительного Альянса» из Калуги поднимали памятники по чертежам. А у нашего памятника даже геометрия линий сохранилась — они говорят. Когда надо было выбить кирпичи, потому что они мешали делать крышу, там, где сейчас мы видим колонны, то целый день понадобилось работать с ломом и кувалдой — такой крепкий состав и кирпича и смеси, его скрепляющей. Так что все прекрасно возможно. Другой вопрос, зачем и для кого?
О туристических перспективах Ляличей
На мой взгляд — Ляличи прекрасное место для туризма. Когда в своих мечтах я улетаю в будущее, то вижу гостевые домики, места для отдыха и игр, а также прогулки по парку на велосипедах или лошадях. А еще, на озерах — рыбалка и катание на лодках. Много чего приходит в мечтах. Надеюсь, что так и будет, потому что здесь реально место силы. Мои знакомые, которые уже побывали в Ляличах обязательно хотят вернуться, потому что оно притягивает и красотой и спокойствием и тем, что когда видишь усадьбу которой более 200 лет, понимаешь мимолетность жизни и начинаешь ее ценить.
Фото: сообщество усадьбы в VK, skybryansk, личный архив Татьяны Арефиной