Метро в Брянске: мечты и реальность

Подборка серьезных и не очень проектов подземного, канатного и надземного метро.
Автор: Дмитрий Радченко , Шеф-редактор
Места

Метро в нашем городе – это скорее фантастика. Тем не менее, брянцы не перестают о нем мечтать. Одни просто фантазируют, другие – разрабатывают и презентуют вполне серьезные проекты. Самые интересные мечты о метро (подземном, канатном и наземном) в Брянске – в подборке издания «Мой Брянск».

Шутка Олега Вязьмитина

В 1980-е годы журналист Олег Вязьмитин циркулем и линейкой нарисовал схему брянского метро, позже – оформил её в векторном виде, распечатал на листе формата A3 и повесил у себя на рабочем месте.

Схема Олега Вязьмитина.

«Я тогда делал газету «Добрый день». Зашёл к нам как-то редактор «Брянской газеты» Александр Таиров, увидел это детище, попросил подарить. А потом взял и напечатал в газете. Так оно и получило известность», – рассказал журналист.

По словам Вязьмитина, его проект был подан в «Брянской газете» вполне серьезно в канун 1 апреля 1992 года. Через 20 лет ее копии были опубликованы в сообществе «Интерактивная карта Брянска. Хронограф» в социальной сети «ВКонтакте».

Поздняя копия идеи Олега Вязьмитина.

Мечты «Другого Брянска»

Перспективам метро в Брянске посвящена отдельная глава книги «Другой Брянск» Павла Шушканова и Александра Кузина. Авторы пишут, что железная дорога есть в трех районах города и что схема движения наших электропоездов подходит под все признаки метрополитена.

Далее цитата:

Если провести сравнительный анализ временных затрат на передвижение по городу, то результаты будут приблизительно следующими: Брянск-I – Новостройка: общественным транспортом (с учетом затрат времени на посадку в час пик) – 20-30 минут, электричка – 10 минут; Брянск-I – Брянск-II – общественным транспортом 30-40 минут; электричка – 15 минут; Брянск-I – Орджоникидзеград (Бежица) – общественным транспортом (в зависимости от направления) – 30 минут – 1час; электричка – 15 минут.

Впрочем, в конце главы авторы признают, что классическое подземное метро в Брянске вряд ли построят. При этом они не исключают возможность появления линий «легкого» надземного метро, соединяющего «нижние» районы Брянска.

Канатное метро Александра Лагерева

Проект разработала группа ученых во главе с доктором технических наук, профессором Александром Лагеревым. Летом 2014 года проект презентовали журналистам на территории спортивного комплекса «Варяг».

Лагерев отметил, что сложный рельеф Брянска будет удобен для строительства «канатки». Пассажиров должны перемещать вагончики, рассчитанные на 30–40 посадочных мест каждый. Предполагаемая скорость движения вагончика – 60 км/ч; стоимость строительства километра канатного метро – 30 млн рублей за километр, стоимость проезда – на уровне традиционных видов транспорта. Ученый предлагал оборудовать остановки метро на крышах домов.

«Это очень выгодное совмещение, ведь в здании можно разместить магазины, культурно-развлекательные и спортивные комплексы, гостиницы, офисные и жилые помещения. С точки зрения инвестора, пассажир едет от одного торгового центра до другого», - сказал на презентации Лагерев.

Проект поддержал президент группы компаний «Варяг» Леонид Вольпер. Бизнесмен построил на территории горнолыжных склонов одноимённого спортпарка свой аналог «канатного метро» - кресельный подъемник. Позже в статье на сайте «Брянская улица» он подробно аргументировал, почему «канатка» нужна нашему городу.

Подъемник на слклонах "Варяга". Фото: сообщество спортпарка "Варяг".

Надземное метро Рината Бичурина

В 2015 году питерский бизнесмен Ринат Бичурин прислал проект надземного метро в городскую администрацию. Согласно проекту, за 4 года в Брянске предполагалось построить 40 километров метро на 25 станций. Как сообщил Бичурин сайту 24pro, стоимость одного километра путей составляла 300 млн рублей. Объект должен быть частным и возводиться на средства инвесторов. По оценкам Бичурина, такое метро будет приносить городу доход от размещения рекламы. Однако в мэрии идею не поддержали.

Цитата из официального ответа городской администрации.

«Ранее рассматривалась возможность использования в городе монорельса, однако в условиях Брянска это использование было признано нецелесообразным из-за отсутствия широких улиц или коридоров, свободных от капитальной застройки, позволяющих обслужить наиболее пассажирообразующие точки».

Примечательно, что Бичурин предлагал строить метро в более чем 60 городах страны и активно собирал подписи в поддержку своих проектов. Но упоминаний в СМИ об их реализации мы не нашли.

Канатные дороги в Генплане

Несмотря на скепсис к проектам надземного метро, в официальном генплане Брянска (принят горсоветом в 2016 году) прорисованы две канатные дороги. Одна должна проходить от Кургана Бессмертия вниз к «Зеленому хозяйству», вторая – соединяет улицу Дуки и улицу Калинина. Впрочем, близкий к мэрии источник назвал эти проекты «скорее формальностью».

Проект канатной дороги в парке "Соловьи".

«Сейчас первоочередная задача властей – строительство дороги из Володарского района в Фокинский и расширение Горощенской горки. Это очевидно. Хотя в Соловьях, на мой взгляд, канатная дорога смотрелась бы неплохо. Но в ближайшие годы ее там точно не появится», – сказал наш собеседник.

Схема Дмитрия Горяева

9 января 2018 года в сообществе «Типичный Брянск» пользователь Дмитрий Горяев опубликовал свою схему брянской «подземки». «Наши остановки с большим потоком людей чем-то мне напомнили метро. Так родилась моя идея», – рассказал он.

Пост с метро получил большой отклик аудитории – сотни лайков, десятки репостов и комментариев. Один из комментаторов точно подметил: брянцы все-таки любят помечать о метро.

Дмитрий Радченко