«И у меня был край родной»: воспоминания жительницы о рабочем поселке Бежица

Об укладе жизни глазами простого жителя, выходца из рабочей семьи.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Люди

В новом материале мы хотели бы обратить ваше внимание на довольно частную, но от того не менее интересную историю. Речь идет о книге «И у меня был край родной» Анны Кузнецовой-Будановой, доктора наук и простой бежичанки. В книге показана жизни провинциального поселка в том виде, в котором его воспринимал субъективный взгляд жительницы, вышедшей из рабочей семьи. Самые интересные моменты из воспоминаний бежичанки мы решили выделить в тезисах — для удобства и ускорения знакомства с произведением, но ознакомиться с полной версией все равно советуем.

1. Поселок появился благодаря машиностроительному заводу Брянского акционерного общества.

Бежица во многом возникла благодаря появившемуся здесь машиностроительному заводу Брянского акционерного общества. На нем выпускали паровозы, вагоны, подъемные краны, сельскохозяйственные машины, военное снаряжение и многое другое. Завод предоставлял 12-15 тысяч рабочих мест, обеспечивал заводчан жильем и различными льготами. Как правило, рабочие оставались в поселке на длительные периоды времени, измеряющиеся в десятилетиях. Не последнюю роль в этом играла достойная зарплата.

О начале и конце работы на заводе оповещали громкие гудки, которые было слышно не только в Бежице, но и за несколько верст в округе. Первый из гудков был протяжным и будил рабочих на смену, второй — более короткий, означал выход из дома на завод, третий — самый короткий, оповещал о закрытии входных ворот. Также был еще один дневной гудок, оповещающий об обеденном перерыве, и вечерний — об окончании рабочего дня. Бежичанам настолько были привычны эти гудки, что они удивлялись их отсутствию, будучи в других местах.

2. Раньше бежичане освещали дома керосином, электричество было только в учреждениях и магазинах.

Большинство заводских домов в Бежице были кирпичными. Вместе с тем, заводским служащим и рабочим под самостоятельное строительство выделяли большие участки земли и помогали строительными материалами, в качестве которых чаще выступал лес. Последнего было много, а также у завода была своя лесопилка и деревообделочный цех.

Освещались такие дома керосиновыми лампами, электричество же было только в зданиях завода, больнице, школе, магазинах. Водопровод работал только на заводе, в дома жители носили воду из колодцев, которые, кроме того, служили еще местом встречи для соседей и знакомых: у колодцев они собирались и обсуждали все на свете.

3. В Бежице было четыре школы и несколько училищ для дальнейшего обучения.

В поселке было четыре больших начальных школы с сильным преподавательским составом. Сами здания окружали тенистые рощи, что создавало особую уютную атмосферу. По завершению начального образования дети имели возможность поступить в одно из училищ, которые были разделены для мальчиков и девочек.

Так, юноши могли пойти учиться в городское 4-классное училище для мальчиков, ремесленное училище, которое выпускало хороших заводских мастеров, — они были бесплатные, или платную мужскую гимназию. Девушки продолжали обучение в женской гимназии, которая была платной и для поступления туда требовалась предварительная подготовка. Кроме этого, существовало еще двухклассное Министерское училище, где учились и мальчики, и девочки.

Также в Бежице были и бесплатные вечерние курсы. Туда могли приходить взрослые люди, желающие получить рабочую специальность или повысить свою «квалификацию».

4. Бежичане вели довольно активную общественную жизнь.

Общественная жизнь в поселке была бурной не только у представителей интеллигенции, но и у широких кругов рабочих и служащих. В частности, в Бежице существовало несколько обществ, деятельность каждого из которых должна была принести пользу социуму. Так, одним из самых значимых стало Благотворительное общество, содержавшее детский приют, богадельню для престарелых, а также материально помогающее малоимущим гражданам и ученикам, чьи родители не могли оплатить обучение в гимназии.

Было и отдельная организация для борьбы с пожарами, которая называлась Вольно-пожарное общество. Одновременно общество вело и культурную работу, обладая большой бесплатной библиотекой, большим парком для гуляний «Роща», устраивая духовые и хоровые концерты, а также театральные постановки.

Затем появилось и Общество трезвости, занимающееся проведением просветительских лекций, литературных судов и просмотром кинолент. У него также был свой парк, где располагался летний театр для творческих постановок.

Также работало Общество по борьбе с туберкулезом, появившееся незадолго до начала первой мировой войны. Силами Общества были собраны средства для создания санатория, где проходили бы реабилитацию туберкулезные больные из среды рабочих и их семьи. Он был построен в сосновом лесу рядом с ж/д станцией Жуковка. Важно отметить, что значительную помощь оказала больничная касса Брянского завода.

Существовали и другие общества, например, Товарищество птицеводов, работающее над улучшением качеств домашней птицы и т. д.

5. Каждая семья в Бежице старалась обзавестись коровой.

В каждой бежицкой семье старались держать корову хорошей породы. Это позволяло зарабатывать дополнительные деньги на продаже молока. Потратить вырученные средства можно было на самые разные нужды — от покупки муки и других необходимых продуктов до приобретения тканей для дальнейшего пошива одежды.

С ухода за коровой обычно начинался день неработающего на заводе или в конторе члена семьи, как правило, матери или дочерей. Для начала нужно было убрать в хлеву, затем — подоить «кормилицу», и только после этого можно было заниматься другими необходимыми делами: уборкой, приготовлением пищи, стиркой, походом на рынок и т. д.

6. Раньше в Бежице было две церкви.

В дореволюционное время в Бежице было две церкви. Одна из них, Преображенская, считалась «большой» и возвышалась на краю поселка, в лесном массиве близ Болвы. «Малой» называли церковь Петра и Павла, которая располагалась в самом центре, напротив вокзала станции «Болва».

Эти церкви не сохранились до наших дней. Пребораженский храм был закрыт в 1929 году, а к 35-му году его полностью разобрали. Петропавловская церковь перестала существовать к 1963 году.

7. Большое значение в жизни простых семей имел банный день.

Простые рабочие семьи посещали баню, как правило, один раз в неделю. В Бежице их было две — заводские, и работали один четыре раза в неделю: среда и четверг — женский день, пятница и суббота — мужской. Стоимость зависела от класса: самый простой вариант — три копейки за взрослого (детям — бесплатно), второй класс — пять копеек, первый — пятнадцать копеек.

Банный день был особенным событием для бежичан. Воды для мытья можно было брать сколько угодно, затем вволю париться принесенными березовыми вениками, а после — обливаться холодной водой. Кстати, баню использовали не только для мытья, в парной еще лечили простудные заболевания. Жажду после водных процедур утоляли обычно квасом или брусничным рассолом.

За фото благодарим тематический портал «Брянск глазами разных поколений».