«Заниматься бизнесом – это проще, чем работать»
«Прошу прощения, Воронеж на проводе», — говорит Александр Сазонов во время нашего интервью. После этого он начинает энергично беседовать по телефону, спрашивать у собеседника про конкурентов, которые, как выясняется, ходят рядом с его офисом и раздают рекламные листовки прохожим. «Если они так продолжат, то надо и нам что-то предпринять», — говорит он, кладет трубку и возвращается к разговору.
Александр — выпускник БГТУ. В свои 22 он является совладельцем компании, которая специализируется на ремонте компьютерной и цифровой техники. Один офис расположен в родном Брянске, другой — в Воронеже. Ещё молодой предприниматель занимается SMM и мечтает об открытии собственного видеоблога. В интервью изданию «Мой Брянск» он поделился своим опытом — удачным и неудачным.
— Александр, я знаю вас с «Типичного Брянска». В 2013 году вы были в администраторах этой группы, брали интервью у прохожих. Это ваш первый опыт по поиску своего дохода?
— Несовсем. Примерно в году 2012-м я познакомился с ребятами, которые впоследствии сделали в Брянске много интересных мероприятий. Сначала я общался с Пашей Абрамченковым, который организовывал флешмобы. Потом вышел на руководителя Центра молодежных инициатив (ЦМИ) Андрея Зайцева, а затем — на создателей проекта гражданской журналистики «Морс НОВОСТИ» Сергея Савинова, Дмитрия Морозова и Александра Лебедева. Мне было очень интересно, я помогал проекту, нравилась вся эта медийная молодежная движуха. И у меня была возможность немного заработать.
Потом появился «Типичный Брянск». Я списался с его основателем Алексеем (Steep Man), предложил снимать опросы на улице. Тогда эта тема была очень популярна. Алексей согласился. Мне было поначалу тяжеловато. Я пригласил в проект моего знакомого — Руслана Чернякова. Иногда ведущим был он, иногда я.
— Сколько вы работали в «Типичном»? Почему ушли оттуда?
— Я был там около двух лет. Не скажу, что слишком много работал. Иногда что-то закидывал, а потом вообще перестал. Но опыт получил хороший. И в SMM, и в видеоблогинге. Моя страница была в контактах группы, меня многие узнали. Стали обращаться за помощью в продвижении групп в социальных сетях. Причем лично ко мне, а не к паблику. Можно сказать, что первые деньги (это было 6 тысяч рублей) за продвижение я заработал благодаря тому, что был админом «Типичного». С той поры SMM-продвижение стало моим постоянным доходов. В 18 лет я зарабатывал на этом около 30 тысяч рублей. Да, я не имел свой бизнес. Но это было вполне неплохо.
— В чем, на ваш взгляд, секрет «Типичного Брянска»?
— Это универсальное городское сообщество, клондайк первых новостей. Ребята первыми сделали такое и теперь ниша занята. Когда я ушел оттуда, создавал что-то подобное, но у меня не получилось. Потому что это был аналог. А Алексей был первый. Он молодец.
— В 2014 году вы открываете квест «Побег». То есть свой бизнес все равно хотелось?
— Да. Хотя, повторюсь, что неплохо зарабатывал в SMM. Как-то осенью 14-го я сидел в каворкинге Zavod, занимался какой-то группой. Пришел парень и стал рассказывать про квесты. Говорил, что эта тема в Москве сейчас очень хорошо заходит, но в Брянске конкурентов точно нет. Мы с моим другом Александром Тягуненко решили действовать. Он взял кредит в банке (мне не давали — не было 18), затем мы арендовали помещение в Zavod'е и приступили к подготовке квеста — сами варили клетки, шпаклевали, красили. Началось все очень круто. Народ пошел. Но затем стало хуже. После серии рекламных постов в «Типичном Брянске» ситуация улучшилась. Но из «Побега» я все равно ушёл — продал свою долю. После этого я занимался еще двумя квестами — «Жесть» и «Советская квартира». Окончательно понял, что это не мое.
— То есть эта тема для Брянска не перспективна?
— Ну как. Мы, например, чистой прибыли почти никакой не имели — все отдавали за кредиты. Просто было креативно. В Брянске сейчас это пока держится. Но по ощущениям — все очень плохо. Люди ходят. Конечно, не в том колличестве, как, например, в 2014-м. Того хайпа уже нет. Но интерес остался. Думаю, что квест лучше открывать, как дополнение; если у вас есть, например, какое-нибудь кафе.
— После опыта в квестах вы ударились в видеоблогинг. Про ваше путешествие по Европе с Иваном Красным из группы «Мишки коалы» летом 2016-го писали многие брянские СМИ. Удалось как-то на этом заработатать?
— К сожалению, нет. Но мне до сих пор очень хочется стать видеоблогером. Опыт путешествия, конечно, был фантастический, впечатлений от Европы — масса. Вроде как поймали популярность, число подписчиков канала «Шорты» выросло до 13 тысяч. Но монитезировать это увы не удалось. Я вернулся в Россию, снова занялся продвижением групп в социальных сетях, продолжал искать свою нишу.
— Что помогло найти?
— Я увидел, что основатель «Типичного Брянска» Алексей участвует в проекте «Армия» Аяза Шабутдтинова. Стало интересно. Узнал про Аяза побольше. Меня вдохновило, что он вроде бы обычный молодой парень, а уже столько всего достиг и зарабатывает. Я поехал в Москву на концентрат. Получил там заряд мотивации и идею, которая показалась мне очень перспективной.
В Брянске я решил открыть сервис по выездному ремонту айфонов — этим в нашем городе еще не занимался никто. Обсудил идею с Денисом Бобылевом, у которого был свой сервисный центр. Он согласился быть моим партнером. Сделали сайт, я занялся привычным для себя SMM-продвижением. Начали работать. Но заказов было мало, где-то 10–15 в месяц. Я стал думать, как сделать, что заявок было больше. И решил, что надо расширить сферу деятельности — ремонтировать не только айфоны, но и другую цифровую технику. С первого месяца сам сидел на приемке. Число заказов выросло до 150–200 в месяц. Через два месяца мы решили открыть офис в Воронеже. Я взял кредит, поехал туда, решил все вопросы по аренде офиса. Через некоторое время мы открыли там еще один офис, который вскоре закрыли. Из-за ряда проблем. Но один пока работает.
— Как вам Воронеж?
— Это город-миллионник, там все круче. Очень много людей. Вот там тема квестов заходила бы гораздо лучше, чем в Брянске. Много новых фишек, развлекательных заведений, много молодежи. Красивый исторический центр, дороги почти идеальные. Такая себе мини-Москва.
— А доход ваш там как? Выше, чем в брянском офисе?
— Пока нет. Потолок каждой точки — где-то 100–150 тысяч в месяц чистой прибыли. Конечно, мы платим налоги, мой партнер является индивидуальным предпринимателем. Плюс — зарплаты двум сотрудникам. Но в Брянске пока зарабатываем больше.
— То есть инфобизнес и поездки на концентрат вам реально помогли? Просто это сейчас такая модная тема. Но многие смотрят на того же Аяза довольно скептически.
— Я был три раза на концентратах. Первый раз — реально получил заряд. Потом впечатлений было меньше. Мне кажется, это скорее хорошо. Реально много людей открывают после концентрата свой бизнес. Да, многие его потом, конечно, закроют. Но они попробуют. Мне кажется, это хорошо. Даже если на концентрате вы получаете не очень крутой контент, вас зарядят, мотивируют. Выводят, например, 18-летнюю девочку на сцену и говорят: она заработала 2 миллиона рублей. Я смотрю и думаю: а что мне мешает это сделать? Конечно, кто-то скажет, что можно и на работе неплохо зарабатывать. Но ведь человек хочет быть свободным.
— А условия для ведения бизнеса в России, на ваш взгляд, есть? С этим вот тоже многие спорят.
— На мой взгляд, заниматься бизнесом у нас — гораздо проще, чем работать. Если у вас маленький бизнес, вы не крутой стартапер, не владелец крупной торговой сетьи или еще чего-нибудь, не лезете в политику, то зарабатывать достаточно легко. Каких-то серьезных сдерживающих факторов я для себя не вижу. Конечно, если бизнес больше, то появляются риски. Но у меня пока нет такого бизнеса, поэтому я не буду судить.
— А политикой вы не интересуетесь?
— Нет. Но, конечно, слежу. Приходиться следить, чтобы знать обстановку и делать для себя чисто практические выводы. От политики очень многое зависит. Вот взять тот же курс доллара, который изменился в кризис. Если он растет, то все дорожает. С одной стороны — для меня это плохо. Но с другой — хорошо. Ведь человек, у которого сломался ноутбук, скорее всего, сразу не пойдет покупать новый, а понесет его ко мне в сервисный центр.
— Сегодня у нас кризис?
— Нет. Скорее застой.
— Ваш бизнес-план на будущее?
— Только работать, развивать свой бизнес. В Брянске, правда, путей развития я особо не вижу. В той же Москве возможностей гораздо больше. Несмотря на наличие конкурентов, там фантастический спрос. И если у вас хорошая идея, то вы сможете зарабатывать хорошие деньги. У меня много знакомых уже уехало. Им реально круто. Я столько не зарабатываю.
— Не собираетесь последовать их примеру?
— Не знаю. Я об этом думал. Но пока я работаю здесь.
Дмитрий Радченко