«В Брянске художнику очень сложно развиваться. Но мы стараемся»
Чего хотят брянские граффитчики? Какое брянское граффити впечатлило именитых художников стрит-арта? Можно ли зарабатывать граффити в нашем городе? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью Евгения Гринова изданию "Мой Брянск".
— Евгений, расскажите, как вы увлеклись граффити?
— Сейчас мне 30 лет. Занимаюсь граффити где-то с 16. Началось все просто. Нам с пацанами было интересно, решили попробовать. Рисовали, формировали стиль, смотрели, как эта тема развивается во всем мире. Сейчас, конечно, многое изменилось. Россия в плане граффити вполне может конкурировать с Германией, Францией. Так вот. Рисовал я сначала слабенько. Мы тренировались на улицах, каких-то заброшках и запрещенных объектах. Последнее, конечно, было опасно. Но с другой стороны — это был дикий мотиватор в плане адреналина. Ты бомбишь на стенах, испытываешь чувство страха, но тебе очень интересно. Правда, со временем я стал отходить от этой темы.
— Почему?
— Штрафы всё-таки за это довольно большие. Да и я решил сосредоточиться на творческом развитии. Многие из нас проходили через это. Сначала адреналин, потом искусство. Вообще, раньше граффити долгое время в нашей стране воспринималось скорее как какое-то хулиганство. За искусство его никто не считал. Ситуация изменилась совсем недавно. На одном из фестивалей Путин пожал руку ребятам, которые что-то красивое нарисовали. Это был 2013-й или 2014 годы.
— В эти года в Брянске начинают проводить конкурсы по граффити.
— Да. Мы получили возможность легально совершенствовать свое мастерство и делать город красивее. Пару раз получилось выбить достаточно интересные площадки. Например, стену возле парка Толстого и у фабрики РТИ. Граффити стало развиваться даже в районах. Например, в Дятьково начали проводиться фестивали, ребятам выделяли стенки для рисования. Правда, все было как-то несистемно. В 2013-м на летнем фестивале нам дали для рисования оргалит, что, конечно, несерьезно. А в 2014 году ударил кризис. Краска подорожала, и многие стали бросать это дело. Остались только самые стойкие.
— Проведение фестивалей и выделение стенок для рисования — это профилактика граффити вандализма? Можно так сказать?
— Фестивали и проводятся для того, чтобы направлять творческую энергию ребят в правильное русло. И чтобы жители города видели, что граффити — это красиво, и относились к этому искусству лояльнее. Но вандализма, на мой взгляд, стало меньше не из-за фестивалей, а, скорее, из-за кризиса. Ребята, которые остались в этой теме, делали ставку, прежде всего, на творческое развитие и отходили от бунтарства. Ведь согласитесь, зачем тратить столько денег на краску и попадать на штрафы, когда ты можешь рисовать в более-менее нормальных условиях и что-то зарабатывать? Единственная задача — эти более-менее нормальные условия приходилось и приходится искать.
— А в Брянске вообще много места для творческого простора?
— Разумеется! Будки, дома, стены. Приведу пример. В Москве энергетическая компания разрешила ребятам раскрасить все свои подстанции. Так дворы жилых домов после этого реально преобразились. Почему бы не сделать такое в Брянске? Мы будем рады любой возможности поработать, поучаствовать в фестивале. Вообще, в нашем городе есть несколько объектов, которые интересны серьёзным художникам. И пока это не современное, а так называемое «советское граффити». Например, на здании «Ростелекома». Его оценили художники из крутой команды ZUKCLUB, которые приезжали ко мне в гости.
— Как развивается граффити в российских городах? Кто самый крутой?
— В прошлом году парень из Нижнего Новгорода Никита Nomerz снял фильм «В открытую» — своего рода, срез жизни граффитчиков всей России. Картина вышла в июле 2017 года. В декабре мы её презентовали в Брянске. Фильм посмотрели более чем в 100 городах нашей страны. В нём видно, что Россия полна талантливыми ребятами, художниками. Кто самый крутой? В Екатеринбурге очень сильная тусовка граффити, ребята проводят фестиваль «Стенография», на который приезжают серьёзные художники из Европы. Под граффити выделяют не заборчики, как у нас, а целые здания. Выглядит это реально здорово. Хорошо развито движение в столицах — Москве и Питере. В городах, похожих на Брянск, тоже есть движуха. Да, это могут быть 2 — 3 человека. Но они всё равно поддерживают развитие.
— Сейчас вы зарабатываете этим искусством. Расскажите об этом.
— Я до последнего не хотел превращать это в заработок. Ведь всегда считал, что творчество с деньгами несовместимо. Мы росли свободными художниками, нас учила улица. Со временем я стал чувствовать, что у меня появляется свой стиль. Хотелось дальше развиваться, но приходилось думать о заработке. И поэтому я решил совмещать. Сейчас мы с ребятами расписываем на заказ стены различных помещений — клубы, бары, рестораны. Не могу сказать, что заказов много. Но запрос на это в нашем городе есть.
— Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали зарабатывать творчеством?
— Я почувствовал себя самостоятельным и независимым человеком. Стало гораздо лучше. Когда я выполняю работу на заказ, то не чувствую никаких творческих ограничений. Ведь в каждой работе (даже с самым строгим техническим заданием) есть доля творчества. Хочется отметить, что большинство наших клиентов соглашаются на предложенные нами эскизы. Это приятно.
— Что можете посоветовать молодым ребятам, которые начинают заниматься граффити? Есть ли у нас вообще такие?
— Самое простое — рисовать. Хочешь научиться — делай. Как в любой работе. Ну я смотрю еще видео на Ютубе про граффити, меня это бодрит. По поводу новых ребят: они появляются, но потом пропадают. Причина проста — в нашем городе почти нет возможности рисовать. Для любого развития нужна практика. А в городе почти нет легальных стенок. Надеемся, что их будет появляться больше, и у художников будет больше возможности развиваться, делать родной город красивее.
Читайте также: «Граффити-фестиваль «Мир вокруг нас»: фоторепортаж»
Дмитрий Радченко