«Они будут смотреть на вас»: ощущения от выставки репродукций Фриды Кало
С 14 августа в городском выставочном зале началась выставка «Фрида Кало. Искусство раненной души». Над копиями работала компания «Арт-Экспо» из Ставрополя. Она же привезла на культурную площадку и «Век импрессионизма», который так некстати приостановили из-за пандемии.
В экспозиции представлены работы Фриды от начального этапа ее творчества до последних картин. Отдельной группой разместили даже карандашные опыты — мимо такого редакция «Моего Брянска» пройти уже не смогла. Мы посетили выставку и подготовили для наших читателей репортаж.
«Они будут смотреть на вас»
Перед входом в зал экспозиции вас остановит «биографический уголок» с фотографиями художницы — Фрида в детстве, Фрида пишет автопортрет, Фрида и Диего. Это очень кстати — ведь каждого творца можно узнать ближе, посмотрев на его жизнь. В данном случае, возможно, что и вдвойне: картины очень тесно связаны с жизненными перипетиями Фриды.
Заходя, будьте готовы: они будут смотреть на вас — сразу три пары глаз с разных сторон зала. Добавим к этому то замирающие, то резко надрывные мотивы мексиканской музыки и мы уже немного ближе к этой «раненной душе».
Но — давайте уже смотреть. Первые по левому краю как раз одни из тех самых глаз — «Портрет Евы Фредерик». Героиня картины была подругой Фриды. Неожиданно описано это полотно: «Художница уделяла особое внимание деталям, подчеркивающим женственность: ожерелью, блузке и тонко расчесанным волосам». Однако во взгляде, напротив — больше мужских, воинственных черт. Очень сильный, с вызовом.
Близко к подруге художницы и два других взгляда — пожилой женщины и девочки. Это «Портрет Доньи Розиты Морильо» и «Портрет Вирджинии».
В лице женщины с первой картины перемешалось много чувств: поднятая бровь, плотно сжатые губы с опущенными уголками. И эти черные глаза, полные какой-то отчаянной печали — они как будто спрашивают: «ну, почему все так получилось?». А в довершение — руки, крепко сжавшие вязальные спицы. Смотреть долго как-то не получается.
Девочка с «Портрета Вирджинии» смотрит на нас с каким-то непониманием. Глаза у нее пока немного обиженные, но в глубине уже чувствуется зарождение грусти. Они потуплены вниз, и вместе со сложенными руками порождают вопрос: что с тобой случилось?
Из сопроводительной записки узнаем, что картина входила в серию работ о коренных жителях Мексики. Написала ее Фрида в 1929 году. В это время как раз закончилось восстание кристерос — военный конфликт в Мексике между федеральными силами и повстанцами кристерос. Возможно, это стало причиной такого взгляда.
Копия как повод узнать подлинник
Читаем сопроводительную записку: «После несчастного случая в 1925 году Фриде Кало пришлось проводить долгие месяцы в постели. В попытке найти отвлечение, которое сделало бы ее выздоровление более терпимым, мать Фриды дала ей коробку с красками и переносной мольберт». Так началось творчество художницы.
На картине «Портрет Алисии Галант» 1927 года изображена подруга Фриды, которая жила неподалеку. Здесь чувствуется влияние Сандро Боттичелли — он был одним из художественных ориентиров Фриды. Именно с этого полотна она признает себя художником. На обороте появится надпись: «Моя первая работа, Фрида Кало, 1927 год».
Таких историй у полотен Фриды еще много: каждая ее картина — кусочек ее жизни. Именно это и интересно — возможность узнавать, пусть даже и через копии, настоящую жизнь.
Возьмем, например, «Цыпленка». Художница написала реально существующего птенца. У новорожденного цыпленка умерла мать, и Фрида забрала его себе. Он сидел на столе возле кровати художницы под лапмой — она верила, что тепло поможет ему выжить. Но птенец умер через несколько дней. А переживания Фриды вылились в новую работу.
Еда, карандаш и икона
Большую часть зала экспозиции занимают портреты, но на правой стене есть и несколько нетипичных картин. Это «съедобные» натюрморты Фриды. На них: питайи, лимоны, апельсины, дыни, бананы и, конечно же, арбузы. Знаменитое — «Viva la vida». Фраза, утверждающая жизнь, от умирающей Фриды.
Картину «Viva la vida» художница написала за восемь дней до своей смерти. Светлые, яркие, сочные краски «символа Мексики» (по словам Маяковского) никак не вяжутся с этим фактом, но многое объясняют в характере их автора.
На выставке были и карандашные работы Фриды — они висели обособленной группой. Сначала кажется — они померкнут на фоне красок. Однако сюжеты этих картин иногда настолько сильны (как, например, в работе «Фрида и выкидыш»), что не нуждаются в цвете.
Было на этой выставке и еще одно очень необычное полотно — «Панчо Вилла и Аделита». Эта незаконченная работа является довольно сложной в идейном плане. В то время Фрида начала увлекаться революционными идеями, заново открывая свои мексиканские корни. Именно эти идеи — революция и мексиканство — сливаются в картине.
Однако удивительной она показалась нам из-за этого. В центре работы сидит девушка — это Фрида. И, с какой стороны не посмотри, ее прищуренный взгляд устремлен на тебя.
P.S. выставка "Фрида Кало. Искусство раненной души" будет идти до 27 сентября.