Экстремально рано + близко + открыто + принципиально?: Игорь Шпиленок о фотографии
Какой он — фотограф-натуралист? Самый верный ответ может дать только он сам. В этом смысле для «Моего Брянска» обстоятельства сложились как нельзя лучше, потому что отвечал Игорь Петрович Шпиленок — брянский фотограф с мировым именем.
Часы он проводит в ожидании удачного кадра. Много и близко снимает медведей, про которых у него с братом Дмитрием есть фильм. Именно он основал заповедник «Брянский лес», заинтересовав «высшее руководство» своими фотографиями черных аистов. По собственному признанию, очень любит камчатскую природу.
В 3:30: «кто рано встает, тот никому спать не дает» ©
День для любого фотографа-натуралиста начинается за час до рассвета. Свет тогда мягкий, рассеянный, с голубизной — отсюда и название «голубой час». Именно в это время можно снять невесомые утренние туманы, каких много у Игоря Петровича. Для него проснуться в 3:30 — обычное дело.
Историю этих снимков он написал в своем ЖЖ («Живой журнал»). Она связана с пилотом Airpano Стасом Седовым. По словам Игоря Петровича, его знакомый тоже «экстремальный жаворонок». В те дни Стас приезжал в деревню Чухраи, где живет Шпиленок. «И опять не давал спать по утрам. Вот что из этого получилось», — шутливо ругался он.
Вообще у Игоря Петровича, наверное, каждое фото таит в себе историю — иногда смешную, а порой и опасную для жизни. Это неудивительно, ведь фотограф-натуралист нередко имеет дело с дикими животными и природными явлениями. Так, на съемках медведей Камчатки они не только запечатлевали жизнь зверей, но и включили научный компонент. В частности, волонтеры замеряли размеры берлог. Прежде чем приступить, по следам удостоверялись, что хозяев нет дома. И в тот раз следы вели только из берлоги. Но, как только волонтер залез в нее, послышался плач — в берлоге была медведица с медвежатами. Тогда им чудом удалось спастись.
Итак, первая переменная — ранний подъем.
Скрадок, Nikon D7000 и открытое сердце
Чтобы снимать с близкого расстояния придумали маскировочный скрадок. Фотограф может проводить там часы без еды и в любой момент готовый сделать заветный щелчок. Однажды Игорь Петрович просидел в этом не самом комфортабельном месте четверо суток — личный рекорд. Тогда он снимал росомах, которые отличаются крайней осторожностью.
Еще Игорь Петрович советовал тем, кто хочет снимать диких животных, сходить в «Детский мир». Купить там управляемую машинку, на которой будет ездить ваша камера. Так получают фотографии лиц медведей, тигров и других своенравных фотомоделей. Главное, чтобы объект съемки не вспомнил о детстве и не захотел поиграть с вашей техникой.
Подобное случилось у нашего фотографа. На съемках фильма о медведях Камчатки каждому герою выдали по камере на селфи-палке. «Когда медведи получали камеру, они так со смаком перекусывали палочку», — рассказал Игорь Петрович. Только после этого «операторы» приступали к съемке. Вот, что значит — творческий подход к работе.
Кстати, о подходе Игорь Петрович тоже говорил. «Не важно: цифровая фотография или пленочная. То, что ты чувствуешь в момент съёмки — оно обязательно передается», — уверен он.
Второстепенно, по мнению фотографа с мировым именем, и оборудование. Главное, чтобы было «что сказать миру». Так, Шпиленок признался, что одна из популярнейших его фотокниг снята на бюджетный Nikon D7000.
Итого у нас: близость с объектом съемки и открытость миру.
Разные принципы и один смысл
За годы работы Игорь Петрович создал для себя несколько правил съемки. Сам фотограф-натуралист назвал это «кодексом». Одно из правил звучит так: при съемке дикой природы необходимо минимизировать свое воздействие на ландшафт и ставить благополучие и безопасность объектов съемки превыше всего. Полностью избежать воздействия на природу не получится, поэтому «минимизировать» — то, подходящее слово, считает фотограф.
Еще одно правило — это снимать природу такой, какая она есть. То есть без обработки, про которую у фотографа тоже есть занимательная история. Ни для кого не станет неожиданностью, что Шпиленок знаком со многими фотографами-натуралистами. Один из них — Стив Блюм. Увидев его снимок, Игорь Петрович «чуть не заплакал». «Я понял, что никогда так не сниму», — объяснил он.
Шпиленка поразило умение фотографа «договариваться с животными». А потом он лично познакомился со Стивом. И узнал, что все эти удивительные снимки создавались при участии… фотошопа. Например, у него есть фотография, где медведь в воздухе ловит лосося. Она получилась следующим образом. Стив снял зевнувшего медведя и мертвую рыбу отдельными кадрами. Затем он вырезал лосося и «приклеил» его к медведю. Подобное фото у другого известного фотографа — Томаса Мэнгельсена — заняло 20 лет!
«Каждый сам для себя определяет подходы», — комментирует это Шпиленок. Так, по убеждению Игоря Петровича, лучше обходиться без обработки, но в любой фотосъемке есть и еще кое-что. Три фотоистории о тропической Африке Майкла Николса убедили президента Габона открыть 13 национальных парков. Снимки черных аистов Игоря Шпиленка обратили внимание властей на необходимость создания заповедника «Брянский лес».
«Если идея растворена в воздухе, если люди это чувствуют так же, как чувствовал ты, то все это работает», — резюмирует Игорь Петрович.
То есть любой фотограф должен научиться двум вещам: улавливать животрепещущие темы и уметь доносить их до других. Сделать это очень просто, если понимать, для чего ты работаешь.
Что же — пора вывести общую формулу успеха. Фотограф-натуралист = экстремально рано + близко + открыто + принципиально. Но помните, что во всякой формуле можно менять коэффициенты переменных.
Фото в «карусели»: ЖЖ Игоря Шпиленка