Как старообрядцы восстанавливают историческое наследие на юго-западе Брянщины

«Мой Брянск» приводит в материале два интересных примера.
Автор: Дмитрий Радченко , Шеф-редактор
Места

Старообрядцы на Брянщине

Россия, вторая половина XVII века. Московский патриарх Никон проводит реформы, которые вызывают раскол Русской Православной церкви и приводят к возникновения старообрядчества. Противники реформы, в частности, выступают против исправления канонов и церковных книг, а также отказываются креститься на новый манер «тремя перстами» вместо «двоеперстия». Государство начинает преследовать несогласных, старообрядцы бегут в разные районы страны, часть оседает на западной окраине и основывает собственные поселения. Так появляются слобода Зыбкая (Новозыбков), Клинцы, Злынка и другие населённые пункты современной Брянщины.

У старообрядцев своё «крюковое пение».

Общины в разные годы подвергаются гонениям, однако сохраняют свою культурную идентичность и даже сейчас остаются одной из визитных карточек юго-западных районов нашего региона.

Рождественско-Никольский храм в Новозыбкове

У Рождественско-Никольского храма в Новозыбкове удивительная жизнь и судьба. Его построили в XVIII веке, в начале XIX века полностью перестроили, после революции — использовали как склад для люпина. В 1942 году храм открыли для богослужения, а в 1959-м — в нём случился страшный пожар, в результате которого была уничтожена крыша и пять куполов.

Впоследствии храм был восстановлен на средства общины, в начале нулевых его купола перестроили в оригинальных пропорциях. Однако уникальный исторический памятник нуждался в серьёзной реставрации.

«По официальным данным, наш храм построен в 1774 году. Сруб был сделан без единого гвоздя по технологиям того времени. Дерево очень крепкое, даже сейчас из него идёт смола. Наша колокольня — самая высокая деревянная колокольня на юго-западе Брянщины», — с гордостью рассказывает Алексей Белас, представитель старообрядческой общины, этнограф, обладатель самой большой в регионе коллекции традиционного текстиля.

Пятнадцать лет Алексей вместе с другими единоверцами добивался реставрации Рождественско-Никольского храма. Регулярно ездил в Брянск, собирал подписи, вёл переписки и встречался с чиновниками разных уровней. В этом году дело сдвинулось с мёртвой точки: был сделан проект полной реставрации храма и проведены торги, вскоре начались сами работы.

Активист верит, что дело будет доведено до логического завершения. Он благодарит за помощь и содействие всех причастных, в том числе руководителя управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Константина Волкова.

«Сохранение и реставрация святыни и этого уникального исторического памятника важно не только для нашей общины, но и для региона. К нам сейчас многие приезжают на экскурсии — людям очень интересно. Почему бы не создать здесь туристический кластер и повышать привлекательность юго-запада области?» — размышляет Белас.

Никитский храм и уникальные ворота в Злынке

Злынка — самый маленький город региона, также основанный старообрядцами. Знаменит своими уникальными «кружевами» — наличниками на деревянных домах. Также в Злынке есть храмы и памятники архитектуры, нуждающиеся в восстановлении.

Вот уже два года старообрядческая община восстанавливает церковь святого великомученика Никиты на месте большого храмового комплекса XIX века, построенного на средства купца-старообрядца Осипова.

Как рассказал настоятель церкви отец Димитрий, здесь находились летний храм в честь великомученика Никиты и зимний в честь Николы Чудотворца (другое название — Преображенский). После революции храмы были закрыты, использовались как детский дом и клуб соответственно, были разрушены.

Рядом с храмом находятся уникальные ворота — памятник архитектуры местного значения. По словам отца Дмитрий, они также были построены в XIX веке, однако после революции утратили ценные кованные элементы. Тем не менее, община планирует в ближайшее время их восстановить.

Галерея: Как старообрядцы восстанавливают историческое наследие на юго-западе Брянщины