Утильсбор снова откладывается: что это значит для рынка
Правительство России поручило Минпромторгу рассмотреть отсрочку введения новых ставок утилизационного сбора, что должно было произойти с 1 ноября 2025 года. Но, по мнению участников рынка, перенос всего на месяц не решает проблему — скорее, создаёт иллюзию контроля.
Напряжённость среди дилеров и импортеров уже достигла предела, а на некоторых направлениях, таких как Китай, импорт практически парализован из-за перегрузки логистических каналов, пишет TARANTAS.NEWS.
Пункты пропуска не справляются с наплывом — очередь в Хоргосе составляет до 6000 автомобилей, а дневная пропускная способность — всего несколько сотен. Это означает, что даже автомобили, оплаченные ещё в сентябре, до сих пор не пересекли границу. Самые популярные модели — вроде китайских Toyota Camry и Skoda Kodiaq — уже не успеют попасть в страну по старым ставкам.
На других направлениях — в Южной Корее и Европе — ситуация тоже далека от стабильной. Корейцы резко подняли цены на остатки, а в Европе наблюдается дефицит в сегменте «доступного премиума». Плюс ко всему — неясность нормативной базы. Отсутствие официального документа о переносе вызывает опасения, что всё может измениться буквально за пару дней.
Некоторые источники предполагают, что реальный перенос сроков — до 1 января 2026 года. И не исключено, что это станет вынужденной мерой, поскольку таможня, по слухам, не готова администрировать новые правила — персонал не обучен, программы не доработаны, и в целом у ведомства растёт недовольство постоянными изменениями.
Дополнительное давление оказывает общественное мнение — более 128 тысяч россиян уже высказались против нового «утиля». Столь массовая негативная реакция может подтолкнуть власти не только к переносу, но и к пересмотру самих ставок.
В условиях экономической нестабильности и социальной чувствительности такие решения могут стать политически опасными. Это не столько экономическая мера, сколько попытка выиграть время. Но если за этот срок не последует структурных шагов, рынок столкнётся с новой волной ажиотажа и ценового роста.