Повышение утильсбора в России изменит рынок параллельного импорта

Новый утильсбор ударит по «бэушке»: какие иномарки россияне больше не повезут?
Автор: Алексей Новиков , Редактор Фото: © A. Krivonosov
В России

В России вступают в силу новые ставки утилизационного сбора, которые, по оценке экспертов, существенно повлияют на структуру автомобильного рынка, но не остановят параллельный импорт. Особенно ощутимые изменения ожидаются в сегменте подержанных машин старше трёх лет — их ввоз в страну станет экономически нецелесообразным, сообщает издание «ТАРАНТАС НЬЮС».

По мнению Сергея Пиголкина, директора компании CarClick, несмотря на закручивание регуляторных гаек, спрос на автомобили, ввезённые по параллельным каналам, сохранится. Он отметил, что многие покупатели, испытав разочарование от китайских авто, возвращаются к привычным брендам — таким как Subaru, Mazda и Toyota. По его словам, число таких потребителей в России значительно возросло.

Эксперт полагает, что изменения не нанесут серьёзного ущерба сегменту «лёгкий премиум», в который входят BMW серий X1–X5, Mercedes-Benz C-Class, E-Class, GLC, а также модели вроде Toyota RAV4 и Highlander. Повышение утильсбора на эти машины составит примерно 800–950 тыс. рублей, что относительно допустимо при общей стоимости от 5 до 10 млн рублей. Благодаря использованию легальных схем ввоза через страны ЕАЭС (например, Беларусь или Киргизию), общий рост цен будет сдержанным. Например, если раньше BMW X3 стоил около 7 млн рублей, теперь его цена составит 7,3 млн.

В сегменте автомобилей стоимостью выше 10 млн рублей, так называемом «тяжёлом люксе», изменений практически не ожидается. По словам Пиголкина, даже увеличение утильсбора на 1 млн рублей не повлияет на спрос. Такие модели, как Porsche 911 за 35 млн рублей или Cadillac Escalade за 25–26 млн рублей, как завозились, так и будут продолжать поступать в Россию. Клиентская аудитория в этом сегменте не восприимчива к подобным колебаниям.

Что касается моделей с трёхлитровыми двигателями, таких как Porsche Cayenne, Panamera, BMW X5 и X7, то, несмотря на рост утильсбора, спрос на них сохранится. Эксперт подчёркивает, что здесь большую роль играет курс рубля, а не налоговая нагрузка. Временное снижение активности возможно на 2–3 месяца, после чего рынок начнёт адаптацию. Серьёзное восстановление ожидается к марту 2026 года.

Основной удар придётся по подержанным автомобилям возрастом 3–5 лет и старше. Ввоз таких машин становится невыгодным из-за резкого увеличения утильсбора. Так, при цене Hyundai Santa Fe около 3 млн рублей, сбор может составить дополнительно 3,5 млн. Аналогичная ситуация и с BMW X5 2021–2022 годов выпуска — дополнительные платежи могут достигать 4 млн рублей. В результате на рынке останутся только машины мощностью до 160 л.с., подпадающие под льготный сбор.

Таким образом, несмотря на меры регулирования, параллельный импорт продолжит существование, но рынок скорректируется — в сторону более дорогих и новых моделей, в то время как сегмент доступных подержанных авто может практически исчезнуть.