В Китае представили проект против продажи в убыток: что будет с BYD и Xpeng?

Китай готовит ограничения ценовой войны на рынке электромобилей: проект SAMR и реакция BYD и Xpeng
Автор: Владислав Дегтярёв , Редактор Фото: © A. Krivonosov
В мире

Китай делает самый жёсткий за последнее время шаг против ценовой войны на рынке электромобилей: 12 декабря Госадминистрация по регулированию рынка (SAMR) представила проект рекомендаций, нацеленный остановить «гонку ко дну» с продажей машин ниже себестоимости. Об этом пишет портал tarantas.news. Регулятор подчёркивает, что попытки вытеснять конкурентов демпингом чреваты серьёзными юридическими рисками.

Документ расписывает требования к соблюдению правил ценообразования на всех участках — от выпуска автомобилей и компонентов до ценовой стратегии и практик продаж. В перечень проблем попали некорректное отображение цен, мошеннические схемы, сговор и «иррациональная конкуренция», уже искажающая рынок и наносящая ущерб и потребителям, и бизнесу.

Фон очевиден: перепроизводство и слабый спрос усилили «нэйцзюань» — гиперконкуренцию с падающей отдачей. Рынок фактически сжимается: число брендов батарейных и подключаемых гибридов сократилось примерно с 500 до 129, а консалтинговые оценки сулят к концу десятилетия выживание лишь для примерно десятка финансово устойчивых игроков. Давление цен выталкивает экспорт, что уже обострило торговые споры и обернулось пошлинами на китайские авто в разных странах.

Показательно, что Xpeng и BYD публично поддержали инициативу, пообещав усилить комплаенс и отказаться от ценовых манипуляций. Общественные комментарии по проекту принимаются до 22 декабря. Шаг выглядит попыткой выровнять правила игры и охладить ожесточённую конкуренцию: рынку явно подают сигнал, что эпоха продажи в убыток заканчивается, а ставка должна смещаться к прозрачности и реальной эффективности — иначе риск юридических последствий возрастает.