Водителям рассказали, какой расход масла в турбомоторах читается нормой

Почему для турбомоторов всегда характерен масложор
Автор: Владислав Дегтярёв , Редактор Фото: © A. Krivonosov
В России

Речь идет не о плановых технических обслуживаниях, а о необходимости всегда иметь в багажнике запасную канистру масла, чтобы периодически добавлять его в двигатель. Портал «Тарантас Ньюс» объяснил, почему моторы с турбонаддувом потребляют масло, и почему автопроизводители не скрывают этот факт.

Как работает турбокомпрессор

Ключевым элементом турбокомпрессора является картридж, внутри которого находится вал с закрепленными на его концах турбинными колесами. Для полноценной работы вала и его охлаждения под давлением подается моторное масло, а также охлаждающая жидкость.

Картридж окружен двумя «улитками»: одна отвечает за горячие выхлопные газы, приводящие в движение турбинное колесо, другая — за холодный воздух, поступающий с улицы и далее во впускную систему. Это упрощенная схема работы турбокомпрессора.

Почему турбокомпрессор расходует масло?

Турбокомпрессор не может функционировать без масла. Для предотвращения утечек масла в стыках деталей обычно используются резиновые сальники, как в двигателе. Однако в турбине они отсутствуют, так как ни один материал не выдержит температуру турбокомпрессора, достигающую 800 градусов по Цельсию.

Чтобы минимизировать утечки масла, производители с высокой точностью подгоняют валы и втулки в турбине. Тем не менее, рабочие зазоры остаются, и масло всё равно может просачиваться, особенно когда автомобиль работает на холостых оборотах, и давление в турбине практически отсутствует, увеличивая зазоры.

При нагрузке проблема становится менее заметной, так как при работе турбокомпрессора на полную мощность температура внутри него увеличивается, материалы расширяются, и зазор между валами и втулками уменьшается до минимума, сводя утечку масла к минимуму.

Сколько масла потребляет турбина?

Автопроизводители не скрывают эту особенность турбокомпрессоров. Обычно считается нормальным расход масла в пределах 80–100 мл на 1000 км пробега для новых автомобилей. С увеличением пробега эта цифра увеличивается.

Небольшой расход масла на турбодвигателе считается нормой. Поводом для беспокойства является необходимость регулярного долива масла, особенно если на 1000 км пробега требуется более 100–150 мл. Это может свидетельствовать о значительном износе турбины, требующем скорого ремонта.