Эксперт рассказал про условия перегона авто из Европы в Россию через Белоруссию

После изменений в утилизационном сборе и ограничений в России выгода становится сомнительной.
Автор: Алексей Новиков , Редактор Фото: © A. Krivonosov
Авто

Еще несколько лет назад перегон автомобилей из Европы через Белоруссию представлялся россиянам вполне оправданным способом сэкономить. Более мягкие правила оформления и разница в таможенных пошлинах делали такую схему привлекательной, особенно на фоне подорожания машин внутри страны. Как отмечает Роман Бычков, эксперт издания «Новости Беларуси», с 2024 года ситуация заметно изменилась — новые фискальные и регуляторные меры в России и Белоруссии практически нивелировали прежние преимущества.

Утилизационный сбор: доплатить придется

С начала 2024 года в России действуют обновленные правила по утилизационному сбору. Теперь автомобили, ввозимые из стран Евразийского экономического союза, включая Белоруссию, но оформленные по льготным ставкам, попадают под дополнительное налоговое бремя. Если ставка сбора при ввозе оказалась ниже российской, владельцу могут предложить доплатить разницу. Это способно ощутимо повысить итоговую цену автомобиля, фактически сводя на нет всю потенциальную экономию.

Белоруссия ужесточает правила

С февраля 2025 года в самой Белоруссии также вырос утилизационный сбор — теперь он сопоставим с российским. Таким образом, выгода от ввоза машины сначала в Белоруссию, а затем в Россию существенно снижается. Теперь покупатель сталкивается с одинаковыми затратами вне зависимости от точки ввоза.

Ограничения на перепродажу

Еще одно нововведение в России — запрет на быструю перепродажу машин, ввезенных из стран ЕАЭС. С 2024 года перепродать такой автомобиль можно только спустя 12 месяцев с момента его ввода в свободное обращение. Это ограничение призвано пресечь массовые схемы сбыта иномарок через так называемых перекупщиков. Однако и для обычных автовладельцев это правило стало источником риска: преждевременная перепродажа может привести к отказу в регистрации транспортного средства.

Стоит ли игра свеч?

Совокупность этих изменений делает покупку авто через Белоруссию куда менее выгодной и более рискованной. Потенциальные затраты — будь то фискальные сборы или риски при регистрации — требуют тщательного анализа. Экономическая целесообразность схемы снижается по мере выравнивания условий между странами ЕАЭС.

На сегодняшний день перегон автомобиля из Европы через Белоруссию всё ещё возможен, но требует более внимательного подхода и точного расчета всех издержек. Прежняя «лазейка» перестала быть простой и однозначной.