Маленькое колесо — большие риски: как правильно использовать докатку

«Докатка» может спасти... или навредить: как не угробить трансмиссию временным колесом
Автор: Владислав Дегтярёв , Редактор Фото: © O. Kosyukov
В России

Компактное запасное колесо, или «докатка», часто воспринимается как простая формальность. Однако неправильное использование этого временного решения может обернуться дорогостоящим ремонтом. Эксперты SPEEDME.RU совместно с профессиональными шиномонтажниками разобрали все нюансы эксплуатации «докатки».

Где и как её ставить

Главное правило — не устанавливать временное колесо на ведущую ось. У переднеприводных авто оно должно стоять сзади: если пробито переднее колесо, его нужно заменить на полноценное сзади, а уже туда поставить докатку. У заднеприводных — наоборот.

Для полноприводных машин ситуация сложнее: установка колеса меньшего диаметра может вызвать повреждение дифференциалов и муфт, особенно при включении полного привода. Идеально — использовать заднюю ось и ехать очень аккуратно, избегая блокировок.

Как безопасно ехать на докатке

Ограничьте скорость до 50–60 км/ч, не превышайте 80 км пути, следите за давлением в шине (обычно 4–4,5 бар) и не допускайте резких манёвров. Если докатка давно не использовалась, обязательно проверьте её состояние. После первых километров — подтяните болты. В некоторых случаях стоит отключить систему стабилизации, чтобы электроника не мешала управлению из-за разного вращения колес.

Что говорит закон и страховые компании

Использование докатки не запрещено ПДД, даже если она отличается по размеру, — главное, чтобы это было временно. Если запаска предусмотрена конструкцией, её отсутствие — нарушение. ОСАГО и КАСКО покроют ущерб при условии соблюдения ограничений и правильной эксплуатации.

Запомните: докатка — экстренное средство, а не замена полноценному колесу. При грамотном использовании она выручит в сложной ситуации. Но пренебрежение правилами может обернуться не только рисками на дороге, но и дорогостоящим ремонтом.