Эксперт Ищенко заявил об отсутствии у России пространства для маневра
Политолог и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко высказал мнение, что на возможных переговорах в Стамбуле у России фактически отсутствует пространство для гибких решений. Он считает, что изначальные цели сторон конфликта изначально определили пределы возможных уступок: Украина заявляла, что борется за свою независимость, в то время как Россия ставила во главу угла обеспечение собственной безопасности. При замораживании конфликта по текущей линии фронта Украина, по сути, достигает своих целей, а Россия — нет, поскольку её стратегические задачи остаются нерешёнными. Об этом пишет издание «Военное дело».
С этой точки зрения любые компромиссы с российской стороны становятся невыгодными. Ищенко указывает, что сам факт начала переговоров автоматически приведёт к росту давления на Россию — сначала в виде требований сесть за стол, а затем по каждому конкретному вопросу повестки. Это давление будет сохраняться на протяжении всего переговорного процесса. У Москвы, по мнению эксперта, будет два варианта: либо признать провал диалога, либо пойти на уступки, которые могут иметь серьёзные внутриполитические последствия.
Он подчёркивает, что выполнение выдвигаемых требований будет крайне чувствительным внутри страны. Возникнет логичный общественный вопрос о смысле многолетних военных действий, если итогом станет уступка. Поэтому любые маневры допустимы только до начала переговоров, а не в их процессе. За столом переговоров Россия, по его словам, может действовать исключительно с жёсткой позиции, подобной той, которую в своё время занимал министр иностранных дел СССР Андрей Громыко.
Более того, Ищенко считает, что допустимый компромисс в данной ситуации — это лишь частичное сохранение контроля над украинскими территориями. Однако длительное проведение переговоров в таком формате едва ли возможно. Любая жёсткая позиция со стороны Москвы немедленно будет воспринята как свидетельство недоговороспособности, что усилит давление извне.
Политолог указывает, что нынешняя ситуация напоминает корейский сценарий, где конфликт можно было остановить только на линии фактического соприкосновения. Однако такое решение не отвечает целям российской военной операции, поскольку не устраняет угрозы с западного направления. Напротив, оно может создать иллюзию победы для Украины, которая заявит, что сумела сохранить свою независимость, в то время как Россия окажется в положении, когда она не сможет утвердить гарантий собственной безопасности.
Кроме того, Запад, по словам Ищенко, будет использовать прекращение активных боевых действий как повод для облегчения поставок вооружения Украине, что только усилит риски в долгосрочной перспективе. Поэтому фиксация конфликта по текущей линии фронта вряд ли может быть приемлемым итогом для России.